Говорят, нет пророка в своём Отечестве. "Чушь, - отвечает художник Олег Радин. - И грош цена тому пророку, который, не найдя понимания у самого духовного и душевного русского народа, поехал за лёгкой славой на чужбину..."
Недавно в галерее "А-Я" открылась фотовыставка "Курск моего детства". Старые фотографии бережно хранят город, по которому уже никому не пройтись. О Курске на старых фотографиях, за окнами маршрутки и в сердце художника - беседа с автором идеи этой экспозиции, художником Олегом Радиным.
Плодородная земля не только для воров и проституток
- Олег, когда заходит разговор о любви к родному городу, мне сразу вспоминается Лермонтов: "Люблю Отчизну я, но странною любовью"...
- "Не победит её рассудок мой"...
- Вам не кажется, что куряне тоже любят свой город "странною любовью"? Живут здесь, воспитывают детей. Но когда доводится рассказывать о нём другим, часто не могут припомнить ничего, кроме ссыльных воров и проституток, от которых мы якобы ведём родословную...
- Не знаю, кто как, но я всегда начинаю с другого. В 1994 году мы учредили в Курске День художника, который до этого нигде в мире не отмечался. В 1995 году, после участия в международном салоне "Арт-Москва", меня пригласили на радио "Эхо Москвы" как художника, придумавшего этот праздник.
Большинство моих коллег в студии плакалось: вот, рынка в России нету, всё у нас плохо. А я говорил, что у нас, в Курске, всё замечательно: мастерские город художникам даёт бесплатно, помещение для галереи тоже на льготных условиях. Да, не покупают у нас картины за тысячу долларов. Ну и ладно! Кредо нашей галереи: "Сделай красиво там, где ты живёшь!" Конечно, где-то, может быть, лучше пишут. Но там красиво и хорошо сделали другие люди. Они сделали это для себя. А мы должны постараться для своего города.
Поэтому, когда мы куда-то выезжали или принимали гостей, то всегда гордились нашим городом. Например, в один из Дней художника провозгласили, что Курск - пуп земли.
- Смелое утверждение.
- Если кто-то всерьёз занимается историей - а есть люди, которые становление Российского государства изучают не с эпохи становления христианства, а с более ранних периодов - то знает, что Курск - одно из мест, где была третья битва за выживание Земли и истинной веры.
Впрочем, не будем углубляться в историю язычества. Есть и более близкий пример - Курская битва. Мало кто знает, что там происходили странные, мистические вещи. Немецкие самолёты взрывались в воздухе по непонятным причинам и многое другое. На лицо - вмешательство высших сил.
А сколько знаковых людей ХХ-го века ощутили влияние Курска! Малевич писал, что годы, прожитые здесь, определили его творческую судьбу. Он никогда бы не написал "Чёрный квадрат", если бы не пожил у нас. Свиридов - один из последних великих композиторов. А сколько наших в Кремле пересидело? Брежнев, Руцкой, Хрущёв... Так что у нас плодородная почва не только для проституток, жуликов и воров!
Влияние КМА на творческих людей
- Но квадрат Малевича все-таки черный...Значит, энергетика у города негативная?
- Я объясняю это несколько по-другому, связывая влияние нашей земли с Курской магнитной аномалией. Это только кажется, что там просто залежи железа. На самом деле всё сложнее, и аномальное географическое положение энергетически влияет на людей.
Если говорить упрощённо, Малевич - это художественная машина, которой требовалось топливо или аккумулятор. Необходимый заряд он получил в Курске, после чего написал "Чёрный квадрат" - артефакт времени, итог своих философских исканий.
Другие тоже получают здесь заряд. Но не каждому "двигателю" он идёт на пользу. Некоторые люди не выдерживают силы этой энергии, и их "двигатели" сгорают.
- Интересная гипотеза. На вашем собственном примере она подтверждается?
- Да, поэтому я так люблю Курск, и предан ему до невозможности! В своё время, когда многие бежали за границу, мне предлагали: "Давай организуем тебе на Западе выставку, сделаем тебя известным диссидентом". На что я ответил: "Нет, ребята! Мои картины идут в разрез с советской идеологией, но я пишу их, чтобы здесь показывать, а не там".
Я "навсегда" уехал жить в Москву в 1983 году. Мог там остаться, стартовые возможности были великолепные. Но я не смог писать в Москве. Потусуешься на выставках, пообщаешься с интересными людьми, подойдёшь к мольберту и думаешь: "Ну, сейчас!". Но - ничего не выходит. Не моя была земля. Поэтому я вернулся домой.
Не эклектика, а ....
- А как вам, художнику и патриоту родного города, изменения в его внешнем облике?
- Очень печально и больно на это смотреть. Лица у Курска почти не осталось. Понятно, что прогресс остановить нельзя. Но то, во что сейчас превращают город, нельзя назвать безобразием. Это какое-то уродство! Сегодня ехал от Центрального рынка вверх по Дзержинского.
Георгиевская аптека убита. После войны этот красивейший дом выглядел лучше, чем сейчас. Дальше - уродская башня "Катюши", потом - шикарный дом, похожий на замок, только теперь он никуда не вписывается.
Это даже не эклектика, потому что эклектика подразумевает какую-то красоту. Есть такое полулитературное слово - "разнож...ица". Именно её мы сейчас в Курске наблюдаем. И самое главное - виноватых нет!
- Причина в коррупции?
- В Курске коррупции нет. Коррупция - это другое. А у нас хорошие люди во власти просто дружат друг с другом. А если люди дружат, то они не ссорятся. Ну, скажите, как могут ссориться между собой члены партии "Единая Россия"?! Никак. Поэтому, если один единороссик принял решение, то другой единороссик против него никогда не возражает. Вот так решения у нас и принимаются.
- Как изменить ситуацию?
- Наверное, надо, чтобы сформировалось гражданское общество, о необходимости которого нам так много говорят. Но почему-то считается, что его должны представлять руководители институтов, заводов. А ведь обычный учитель рисования может понимать в облике города гораздо больше, чем те, кто пробился на руководящую должность или в Горсобрание. И, как правило, простые люди гораздо больше в искусстве понимают.
Поэтому я говорю, что тот, кто переступает порог галереи, перестаёт быть олигархом, чиновником, милиционером, а становится обычным зрителем. Бывает, мне выговаривают, как это я не бросил разговор с простым человеком, когда в галерею зашёл замгубернатора. Но, повторяю, здесь нет чинов, здесь все зрители.
- Олег, при какой власти, на ваш взгляд, в Курске легче жилось?
- Мне кажется, это больше зависит от внутреннего состояния человека. Я, например, был свободным всегда. Носил волосы, джинсы, слушал "не ту" музыку и старался, чтобы ее слушало как можно больше людей.
Но я считаю, что при советской власти было порядка больше. Правильно или неправильно что-то делалось - другой вопрос. Но в целом было лучше. Была хотя бы какая-то ответственность. Сейчас - никакой. Из одной партии в другую перепрыгивают, никто ничего не боится...
Один сказал "мочить в сортире" - не замочили. Другой собирает коррупционеров и обсуждает с ними, как бороться с коррупцией. Или вот, последнее новшество: партия власти создаёт общественное движение, чтобы оно напоминало власти о необходимости модернизации. Смотришь - диву даёшься!
Вижу наверху только одного умного человека - Суркова, тексты которого исполняют "Агата Кристи" и "Би-2". Как же ему там, должно быть, невесело! Как не покажут его по телевизору: сидит с грустным видом, слушает, какую очередную глупость эти товарищи скажут. Ну, думаю, наверно, новую песню сочиняет. Надо будет с ним познакомиться.
Смотрите также:
- Курский художник и галерист Олег Радин: «За свои права надо бороться творчески» →
- Иван Горшков: «Выставки в Воронеже – это всегда экзамен перед самим собой» →
- Молчание старины. Культура - это единая система ценностей →