Примерное время чтения: 5 минут
129

Для души все узоры хороши

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 20 16/05/2007

Резчик по дереву Николай КЛЕПОВ занимается своим любимым делом уже почти 15 лет. На его счету бесчисленное множество всевозможных поделок - от шкатулочек до зеркальных рам. Причем во всем этом многообразии произведений двух одинаковых вы не найдете. Ведь копии изделия может изготовить любой ремесленник. А истинный мастер всегда создает оригинальное.

Подлинное мастерство приходит с годами

"Все началось с того, что я еще в пятом классе всерьез увлекся рисованием, - рассказывает Николай Васильевич. - Вскоре у меня появилась возможность заняться любимым делом. А когда в училище открылось художественно-графическое отделение, я, разумеется, туда поступил. Ну а любовь именно к резьбе по дереву мне привил мой учитель Михаил Нилович Данилов. Когда он ушел на пенсию, именно я стал его преемником - начал преподавать резьбу. Кстати, он и по сей день еще жив, мы его порой навещаем".

Разумеется, нельзя творить и не выставлять свои произведения на суд публики. Николай Клепов с 1991 года участвовал во многих выставках прикладного искусства, которые проводились в нашем городе. "Я и дипломы за участие получал. Например, вот - мастер "Золотые учительские руки", - говорит Николай Васильевич. - А всего удалось поучаствовать в 9 выставках. Особенно в этом отношении урожайным был 2005 год. Я и сейчас выставляюсь в картинной галерее и в некоторых других местах. Около 30 моих работ в разных экспозициях располагаются".

Главное, чтобы искусство шло от души

Коммерческим увлечение Николая Клепова назвать никак нельзя. Уж слишком мала вероятность заработать на нем. Но подлинного художника отсутствие прибыли не остановит. "Я сейчас, получается, этим только для души занимаюсь, - улыбается Николай Васильевич. - Потому что даже материальные затраты на произведения не окупаются. Ведь если слишком поднять цену на товар, его и брать никто не будет. Материал, липа - дорогой, клей - тоже. Когда на выставки меня приглашают, даже табличку вешают: "выставка-продажа". Только люди поглядят, языком поцокают - красиво, мол, а покупать никто не покупает - дорого. Заказы небольшие у меня имеются, только и эта работа себя не окупает, потому что настоящую цену назвать страшно - не согласится никто".

Такая уж видно судьба у настоящего художника: он всегда вкладывает в свое дело больше, чем получает. Но дела финансовые тут играют лишь второстепенную роль. Ведь основная прибыль в творчестве - духовная. "Дело в том, что резьба по дереву - это большая психологическая разгрузка, - говорит Николай Клепов. - Пока этим занимаешься, как-то обо всем забываешь, работаешь от души".

Важный аспект творчества - настроение

Обычно Николай Васильевич работает не над одной вещью, а сразу над несколькими. "Как оно бывает?.. Одно произведение начнешь, потом отложишь, за другое возьмешься. А потом с новыми идеями и силами к первому возвращаешься, - объясняет наш герой. - Бывает ведь, что произведение просто даже с настроением в данный момент не вяжется, вот и откладываешь его. К тому же, пока над чем-то одним работаешь, мысли приходят новые, их тоже хочется реализовать".

Кстати, идеи Николай Клепов черпает практически во всем, что его окружает. "Вот, например, исполнилось 70 лет области. И у меня мысль появилась: создать по этому случаю символический ключ", - рассказывает он.

Любимых поделок у нашего героя нет. Ведь у каждой вещи свой особый характер. И, конечно же, своя история появления. "Вот это, например, был старый тещин термометр. Он у нее сто лет висел. А я взял и рамочку для него придумал. Стал это не обычный термометр, а резной. Вот еще: когда паспорт получал, сделал двуглавого орла - все-таки я гражданин России. Вот эта подковка тоже длинную историю имеет. Сначала она концами вниз смотрела, а потом мне знающие люди говорят: наоборот надо, чтобы счастье притягивало. Вот я и сделал наоборот, да еще и надпись вырезал "На счастье", раз уж это подкова счастливая", - говорит Николай Васильевич.

В каждом мастерстве свои хитрости

"Многие утверждают: "Подумаешь, невидаль - петельки к шкатулочке приделать!". И делают как попало, - объясняет Николай Клепов. - Вот и получается непрочно или некрасиво. Этого, кстати, ни в одном учебнике и в помине нет. Тут и самому надо хорошенько подумать, чтобы вещь сделать на совесть. Я подумал-подумал и сделал по-своему - и прочно и красиво".

Способов резьбы, которыми владеет наш герой, не перечесть. Это и контурная резьба, и геометрическая, и накладная, и выемочная, и сквозная. "Это уж я по необходимости смотрю, - рассказывает Николай Васильевич. - Какой вид резьбы больше подойдет к произведению, такой и использую".

"Научиться всему этому совсем не трудно, - считает он. - Время и желание - вот необходимые вещи в этом деле. А того и другого у мастера-пенсионера в достатке". Да это и заметно. На стенах его квартиры поместилась целая выставка. "Я все идеи всегда из головы беру, - признается Николай Клепов. - Увидишь что-нибудь интересное, переосмыслишь - и вырежешь. Все это вещи в быту необходимые - рамки, шкатулки, подставки. Но они необычные, оттого и на душе как-то теплее делается".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах