В официальных поздравлениях с пока непонятным и непривычным Днем народного единства, в грохоте политических митингов оппозиции, а потом в ликовании по поводу "всенародного праздника - Дня милиции" прошли первые дни ноября. В суматохе никто и не вспомнил о скромной и незаметной дате. Ровно 75 лет назад, 14 ноября 1931 года, в Ленинграде на улице Марата открылся первый советский вытрезвитель.
В 1932 году Совнарком СССР в ответ на запросы из местных органов милиции о том, что делать с напитками, отобранными при задержании, издал циркуляр. В нем говорилось, что "указанные спиртные напитки подлежат возврату их владельцам по вытрезвлении". В липецких вытрезвителях сегодня персонал и посетителей волнуют совсем другие вопросы. В области всего девять вытрезвителей.
Три из них - в самом Липецке. Сюда привозят тех, кто нарушает Административный кодекс - так квалифицируется появление на улице в пьяном виде. Из 150-ти койко-мест примерно половина всегда занята. В выходные и праздники свободных нет вообще.
"Посоревнуемся, полковник?"
Советский вытрезвитель в Липецке находится в самом центре, на улице Литаврина. Заходим в первую палату. Из десяти коек заняты три. На одной - пожилой мужчина в полном "отрубе". Второй, лет тридцати пяти, завидев посторонних, отворачивается к стенке и закрывает рукой лицо. А вот третьего "клиента", похоже, тянет пообщаться. "О! Полковник! - радостно восклицает он, завидев три звезды старшего лейтенанта на погонах сопровождающего нас милиционера. - Ты знаешь, полковник, я... того... с тобой вполне могу посоревноваться... Хочешь, на карачках проползем? Я тебя обгоню!"
"Эти еще мирные, - объясняет заместитель начальника вытрезвителя Александр ТАТЬЯНИН. - Бывает, тут такие сражения по ночам устраивают! Вот, посмотрите, дверь на что похожа?!".
На двери, обитой металлом, и в самом деле нет живого места - вся избита, в царапинах.
"А чем они так? Ведь все топчаны привинчены к полу?" - удивляюсь я.
"Вот потому их и привинтили, - усмехается Александр Сергеевич. - Ведь за жизнь и здоровье "клиентов" мы отвечаем. Наши сотрудники по ночам не спят, постоянно смотрят, чтобы в палатах между собой не подрались. А бывает, клиент уже весь избитый к нам поступает. То ли сам "накувыркался", то ли жертвой стал. А протрезвеет - и начинает жалобы писать: мол, меня в "трезвяке" так разукрасили! Или жалуются, что их здесь обобрали. Но мы все, что было в карманах у поступившего, потом ему по описи возвращаем!"
У входа раздается звонок. "Скорая" привезла еще одну клиентку. Прохожие вызвали неотложку, проявив сострадание к женщине, что лежала у остановки. Оказалось, что она мертвецки пьяна. Еле-еле удалось усадить ее на лавку. На вид - лет 35-40, довольно симпатичная, но одежда вся в грязи, а лицо - в свежих ссадинах и синяках.
"Как вас зовут?" - спрашивает вышедший фельдшер. Он обязан осмотреть каждого поступившего, определить степень его опьянения и назначить срок пребывания в вытрезвителе - от трех часов до суток.
В ответ - нечленораздельное мычание. Фельдшер надевает перчатки и подносит к носу женщины вату, смоченную в нашатыре. Та резко дергает головой и, ударившись о стену, открывает глаза.
"Вы раньше бывали в вытрезвителе?" - Еще одна попытка заговорить.
Но глаза женщины снова мутнеют и закрываются.
"Третья степень, - следует заключение. - Несите в палату".
"А вдруг с ней в палате ночью станет плохо? - волнуюсь я. - Вдруг от сердечной недостаточности или еще от чего вообще скончается?"
"Ну, вам же сказали, всю ночь за ней присматривать будут. Если что - сразу "скорую" вызовем".
Борьба за выживание
"Отче наш" для работников вытрезвителей - приказ N106 МВД от 30 мая 1985 года. В нем прописаны все их права и обязанности. Например, клиенту должны выдать две простыни, одеяло и тапочки. Дальше его дело - отсыпаться. В советские времена работники вытрезвителей сообщали о проведенном вытрезвлении на работу или учебу "клиента". Теперь "писать телеги" накладно: уже не раз адвокаты, заботясь о правах человека, обжаловали подобные действия. Стоимость ночи, проведенной в вытрезвителе, - сто пятьдесят рублей. Но более шестидесяти процентов "клиентов" отказываются платить штрафы: якобы нет денег.
"Вы понимаете, вытрезвители практически на самоокупаемости, - горячо продолжает Татьянин. - Деньги выделяют только на зарплату. Ремонт, другие расходы - за свой счет. Нас постоянно критикуют: стены облезли, крыша течет... А что мы можем сделать? С 68-го года здесь ни разу не проводился ремонт. Сами пытаемся кое-какую красоту навести: белим-красим, обои рваные - цветок повесим, полы дырявые - заплатки кладем".
На осенней сессии облсовета впервые за много лет решили помочь вытрезвителям рублем: в рамках целевой программы по профилактике правонарушений им выделят деньги для приобретения спецтехники. Спецтехника - те же "буханки" скорой помощи, но оборудованные ремнями и решетками на окнах. По нормам в области должно быть не менее 20-ти таких автомобилей. Сейчас их всего четыре. В Липецке из девяти положенных - три, из них один "УАЗик" подлежит списанию по старости. Кстати, в экипаж такого автомобиля входят три человека: старший, водитель и подборщик - вот такая уникальная должность!
"Оно нам нужно?"
Сейчас много спорят, нужны ли вытрезвители вообще. И кто должен собирать пьяных - милиция или все-таки врачи. До 1940 года, согласно данным Управления МВД, вытрезвители были частью системы здравоохранения и находились в ведении Наркомздрава, а затем их передали под управление НКВД и далее - в МВД. Сейчас они относятся к милиции общественной безопасности. Сами милиционеры считают, что реформы давно назрели. И заниматься отрезвлением должен Минздрав. С ними согласны и юристы.
В советское время "дома трезвости" располагались в каждом населенном пункте, сегодня же количество вытрезвителей с каждым годом сокращается. В Саратовской и Воронежской областях закрыли все вытрезвители, в Рязанской, Смоленской и Астраханской областях их осталось по одному. С закрытием возникла и другая проблема: в зимнее время увеличилось число обморожений и несчастных случаев, связанных с переохлаждением, а также выросла преступность: пьяный - легкая добыча для грабителей. В Липецкой области каждый год в вытрезвители попадают тридцать с половиной тысяч человек. И это количество на протяжении последних лет не уменьшается.
Кстати
А если перебрал депутат...
При задержании и размещении пьяных стражи порядка руководствуются, помимо уже упоминавшегося 106-го приказа, "Памяткой дежурным нарядам, участвующим в подборе и доставлении в вытрезвители лиц, находящихся в состоянии опьянения", а также "Инструкцией по оказанию медицинской помощи лицам, доставляемым в медицинские вытрезвители". По правилам, мирно идущего человека могут забрать в вытрезвитель, только если он находится в средней и тяжелой степени опьянения (средняя степень - это 50-100 г чистого алкоголя, то есть 1,5 л вина или 150 - 300 мл водки или коньяка). При этом точно установить степень опьянения может только медицинский работник, проведя химический анализ содержания алкоголя в крови.
Есть ряд категорий граждан, чьи шансы стать клиентом "дома трезвости" близки к нулю. По закону в вытрезвитель запрещается помещать военнослужащих и призывников, призванных на военные сборы (их должны передать представителям военной прокуратуры), беременных женщин, несовершеннолетних (передаются родителям), инвалидов, депутатов, работников прокуратуры, народных судей, Героев СССР, России, Соцтруда и награжденных орденом Славы, а также иностранных граждан, обладающих дипломатическим иммунитетом. Кроме того, в вытрезвитель не могут забрать душевнобольных, граждан в состоянии алкогольного психоза, с признаками инфекционных заболеваний, а также нуждающихся в хирургической помощи (в этих случаях милиционеры обязаны передать задержанных сотрудникам "скорой помощи").
"АиФ-справка"
Из истории известно, что первый российский вытрезвитель был создан в конце 19-го века в Туле. Кстати, тоже в ноябре - как раз 7-го числа! Он назывался "дом трезвости" или приютом для опьяневших, и действовало в нем два отделения: амбулатория для пьяных и специальный приют для детей, чьих родителей забрали в вытрезвитель. Вытрезвитель находился на попечении городских благотворительных организаций, а для клиентов его услуги были бесплатными. В соответствии с инструкцией 1904 года по обращению с пьяными попавших в "приют для опьяневших" отпаивали рассолом и водным раствором нашатырного спирта, при сердечной недостаточности давали камфору. "Для развлечения больных допускалась игра на граммофоне," - гласила инструкция. Кроме того, в вытрезвителе всех кормили, а если человек был беден и плохо одет, то при выписке его обеспечивали одеждой и обувью.
Смотрите также:
- Пропал ребёнок! Почему воронежские дети бегут из дома? →
- Дети уходят... в никуда →
- Ловушки для пешеходов →