Примерное время чтения: 6 минут
110

Дети уходят... в никуда

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 33 16/08/2006

Не так давно в областной Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП) привезли девочку лет 15-ти. Девочку передали корочанские стражи: по ее словам, она ровным счетом ничего не помнит - ни кто она, ни откуда, ни каким образом в Короче оказалась. Впавшую в беспамятство барышню показали по областному телевидению, после чего в Центр стали звонить родные и знакомые: так это ж Таня, что в лицее учится...

"Я покинула родимый дом..."

...И Таня "раскололась". Сообщила, что память не теряла - просто ушла из дома. Причины назвала две. Во-первых, ругалась с мамой, которая недавно обрела "истинную веру" и теперь горела желанием втянуть дочь в секту. Во-вторых, конфликтовала с девчонками из учебной группы - возраст-то сложный, переходный. Вот и села на автобус до Корочи, там попросилась на ночь к сердобольной уборщице с автовокзала, а у той дочь милицию вызвала...

Почему же дети уходят из дома? По мнению инспектора ЦВСНП Марины Андроповой, на уход подростков чаще всего толкает неблагополучная обстановка в семье. Причем далеко не всегда она выражается в том, что родители пьют, не работают и нещадно лупят свою "кровиночку" по поводу и без повода. Порой семья кажется вполне благополучной - по крайней мере с "фасада". А на самом деле ребенок не находит с родителями должного взаимопонимания. И находит выход в бродяжничестве. Причем в большинстве случаев ребенок уходит из дома, не имея конкретной цели, - в никуда.

- Детей-бродяг с поездов снимают достаточно часто, - поведала начальник ОПДН ЛУВД станции Белгород Ольга Коротаева. - Обычно их задерживают пограничники в электричках или обнаруживают на вокзалах милиционеры. Дети бегут в Москву, где, как им кажется, можно легко заработать кучу денег. Много задерживаем украинских ребятишек - они чаще едут на заработки. Правда, последние года полтора их поток значительно сократился. Но есть и попытки "миграции" из России на Украину: не так давно задержали мальчика, который сбежал из детского дома, потому что очень хотел собственными глазами увидеть море.

Надо заметить, хеппи-эндом истории с уходом из дома заканчиваются крайне редко. Как правило, беспризорный ребенок попадает в плохую компанию - или к наркоманам, или к сутенерам, или к ворам. У одной 16-летней девочки из Ростовской области сотрудники ЦВСНП обнаружили целый "букет" венерических болезней плюс гепатит и ВИЧ-инфекцию. Легкомысленная барышня бесцельно колесила по стране автостопом, а с водителями расплачивалась "натурой". Даже для того чтобы приехать из Шебекино в Белгород, "пообщалась" с двумя водителями. Про средства предохранения ничего не знала - ребенок же...

"Голубую оставил Русь..."

Белгороду вообще "везет" на иногородних юных бродяг. Объясняется это, во-первых, близостью границы - на ней беспризорников выявляют чаще всего. Во-вторых, Белгород имеет твердую репутацию сытого и благополучного города.

На практике всё выходит иначе. Осенью прошлого года в ЦВСНП привезли девочку, у которой все руки были в гноящихся ранах. Лена - юный гастарбайтер, сбежавшая от нищеты из родной деревни, что в Луганской области. Вместе с белгородскими бомжами она от зари до зари вкалывала в поле, выращивая для работодателей-корейцев морковь и капусту. За работу "платили" негусто: вместо крыши над головой - шалаш в лесополосе, вместо зарплаты - миска супа и пачка сигарет. Украинке "на воле" нравилось больше, чем в госучреждении: в Центре ей не давали курить и не пускали работать в поле.

На Белгородчине промышляет попрошайничеством мальчик Женя из Курской области. Его семья приехала из Киргизии, нигде не зарегистрирована и с юридической точки зрения вообще не существует. Поскольку народ на курской земле не слишком богатый и щедрый, Женя предпочитает ездить "на заработки" в Старый Оскол, откуда его регулярно доставляют в Центр. Но Женя с завидным упорством повторяет маршрут. Тем более что в семье, где никто не работает, его "походы" за деньгами только одобряют.

Помнят в ЦВСНП и про мальчика из Белгородского района, который уходит из дома в паломничества по святым местам. Богомольный отрок объездил всю Россию и Украину, а будучи помещенным в Центр, постоянно молился в специально отведенной комнате с иконами и лампадами.

Помнят про белгородскую девочку, которую отчим несколько лет (!) не выпускал из однокомнатной квартиры. "Любящие" родители не пускали ребенка даже в комнату - девочка жила на кухне. Стоит ли удивляться, что от такой жизни она бежала куда глаза глядят?

"Я не скоро, не скоро вернусь..."

Не всегда ребенка, сбежавшего из дома, находят быстро. Порой родители не хотят "выносить сор из избы" и не сообщают о пропаже в милицию. Иногда "предки" пребывают в столь глубоком запое, что месяцами не замечают исчезновения своего чада. И таким историям - несть числа.

Чаще всего бегут мальчики (они храбрее девчонок) в возрасте 10-16 лет из сельской местности (там народ живет беднее), из неблагополучных семей - таковы выводы неофициального мониторинга сотрудников ЦВСНП.

Начальник подотдела психолого-педагогического сопровождения управления образования г. Белгорода Марьям Равильевна Куликовская выделяет две группы причин ухода детей из дома. Внешние причины кроются в семье, где разрушаются связи между ее членами. Сегодня Россия переживает кризис семейных ценностей.

- Внутрисемейные связи - это своего рода "клей", который держит ребенка на месте, - отмечает Куликовская. - Очень часто мы можем наблюдать благополучные с виду семьи, члены которых чувствуют отчуждение друг от друга. В таких семьях ребенок ощущает свою ненужность и - уходит из дома.

Внутренние же причины обычно кроются в нестабильной психике ребенка. Он уходит из дома бесцельно - просто потому, что его "зовет" улица, ему нужны постоянно меняющиеся "картинки". В силу эгоцентричности сознания ребенок не понимает, что своим уходом он доставляет боль близким людям.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах