Областной чиновник районному коллеге далеко не друг и не брат. Интересы государственных и муниципальных служащих расходятся, как показывают некоторые регламентирующие документы за подписью липецкого губернатора.
Многовато будет!
Естественно, что муниципальные чиновники хотели бы получать высокие зарплаты, устраивать к себе на службу родных и друзей, чтобы те были при хорошем деле, высокой зарплате и достойной пенсии после выхода на заслуженный отдых. Если это себе позволяют областные чиновники, то чем же они хуже? По Конституции муниципальное образование - самостоятельная ветвь власти. Москва и Липецк не имеют права им приказывать. И получалось, что администрация отдельного муниципального образования, на территории которого проживают 15 тысяч человек, насчитывает 120-150 чиновников. А 116-тысячным Ельцом "правят" только 115 муниципальных чиновников.
К примеру, областная администрация обращала внимание главы Добровского района на то, что 4 заместителя - слишком много, а всего численность его администрации превысила рекомендованную на 12 человек. Лидерами же по "лишним чиновничьим ртам" были Краснинский (+14), Липецкий (+23) и Лебедянский (+26) районы.
"Зачем Краснинскому району 5 специалистов ГО и ЧС, 8 бухгалтеров и 2 комплекта специалистов по сельхозпроизводству?" - ставило вопрос областное руководство, намекая, что от лишних единиц необходимо избавиться.
С 2006 года в области начало действовать низовое звено местного самоуправления - 331 сельское поселение, причем каждое второе имело по 500 жителей, хотя рекомендуемая законом минимальная численность населения на территории вдвое больше - 1000 человек.
Главы этих мини-республик получили бюджет и финансовую самостоятельность. По итогам года у областных финансистов волосы встали дыбом: расходы на содержание новых аппаратов превысили все разумные пределы. Всякий начальник требовал легковой автомобиль с водителем, на эту должность обычно принимался родственник глав. Наиболее продвинутым кадрам показалось недостаточно иметь в подчинении бухгалтера и 1-2 специалистов, они предложили ввести должность юриста. Расходы на проживающую единицу составили в среднем около 1000 руб. Бюджетные расходы на содержание низового уровня власти вылились в дополнительные 0,5 млрд руб.
Своеволие муниципальной власти дошло до того, что мэр Липецка получил годовой доход выше, чем губернатор, что отразилось в предвыборных декларациях.
Норматив для района
"Раньше мы только рекомендовали районным администрациям численность муниципальных служащих, - разъяснил корреспонденту "АиФ-Липецк" вице-губернатор Петр ГОРЛОВ. - Наши рекомендации они могли отправить в корзину. С начала этого года у нас появился механизм регламентирования численности муниципальных служащих через бюджетные отношения. Если какая-то территория хочет сама решать, сколько чиновников содержать, то она должна обеспечивать собственными доходами и не требовать субвенций из вышестоящих бюджетов".
Но даже у богатого Липецка доля собственных доходов в расходах бюджета составила, как прозвучало на слушаниях, 62%. Субвенции большинству территорий составляют 70% и более. Областные власти установили такие отчисления по налогам, что две трети собираемых в области доходов накапливаются в областном бюджете, который делит губернатор, а депутаты лишь голосуют за предложенные им цифры. А иначе он не смог бы финансировать свои амбициозные проекты: обустройство ОЭЗ, международный аэропорт...
Перед началом нынешнего бюджетного года губернатор своим постановлением определил нормативы расходов на содержание органов местного самоуправления для всех городских округов и сельских поселений, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов превышала 10%.
К примеру, Липецк на содержание органов власти может потратить лишь 7,4% утвержденного бюджета-2008. Елец - 5,8%, Грязинский район - 8,8%, а город Грязи - 10,2%. Свои нормативы для каждой группы: для муниципальных районов от 60 до 30 тыс. населения - от 11,1% до 9,8%, от 30 до 10 тыс. - от 10,8% (Добровский район) до 22,8% (г. Чаплыгин). После недавней прибавки жалованья бюджетникам доля расходов на содержание власти в этом маленьком бюджете была повышена до 26%. А что касается сельских советов, то для каждого установлены конкретные суммы - от 1,9 до 0,766 млн руб.
- Раньше муниципальные власти проще подходили к формированию бюджета, - пояснил начальник управления финансов обладминистрации Вячеслав ЩЕГЛЕВАТЫХ. - Сейчас норматив расходов на содержание органов местного самоуправления рассчитывается на стадии формирования бюджета. Эта фиксированная сумма не подлежит изменению в течение года. Она зависит от доли трансфертов в бюджете. Мы смотрим, все ли доходы учтены и как они собираются. И только после нашего одобрения бюджет утверждается на сессии городского или районного совета.
- А если власти района не будут придерживаться ваших рекомендаций?
- Если будут превышать установленные расходы, мы можем остановить перечисление субсидий. Местные налоги в муниципальных бюджетах составляют только 7 млрд руб. И еще 8 они получают в виде компенсаций из облбюджета.
Смотрите также:
- Чем наполнится казна. Каким будет бюджет Курского региона на 2016 год? →
- Казна в двух чтениях. Курские депутаты приняли бюджет на 2016 год →
- Приказано экономить →