Поёт игрушка-романушка

   
   

Площадь перед областным Дворцом культуры стала центром большого фольклорного праздника. В Липецке состоялся фестиваль "Поёт игрушка-романушка".

Народные коллективы щеголяли своими нарядами, танцевали и пели старинные песни, поминали именинницу - "с годами не стареет романушка". Вокруг площади выстроились столы, на которых разместили разнообразные изделия народных умельцев - из глины, меха, бисера и лозы.

Свистящая птица сирин

В гости к липецким мастерам приехали коллеги из соседних областей - Орловской, Тульской, Рязанской, Курской. И каждый со своими изделиями. Скопинские умельцы привезли свои знаменитые "смуглые" крынки и фигуры баб и мужиков. В этом же стиле, но с "городским" уклоном - работы мастера из Данкова Анатолия Якушкина. Туляки выставили филимоновскую игрушку, а орловцы свою выставку назвали "обрядовое гончарное ремесло". Многие участники выставки привезли свои орудия производства. Мастера показали тут же на площади, как из куска глины на гончарном круге поднимается крынка. Народ с большим интересом следил за этим процессом.

Но, конечно, больше всего было представлено изделий с "местной" пропиской. Крынки и другие бытовые глиняные изделия привезли Задонск и Доброе. Полноценную выставку своих работ организовал Дом ремёсел из Лебедяни. Боринский детский дом представил, наряду с традиционными свистульками, оригинальные изделия в виде копилок. Воспитанник детдома Веня

Чураков рассказал, что у них есть специальные уроки по гончарному делу, но можно заниматься и каждый день, что он и делает.

Народный мастер Виктор Маркин вместе с коллегами из Троицкого дома народного творчества представил традиционную романовскую игрушку - свистульки в виде птицы Сирин и баранов, а также мелкую скульптуру: нарядную барыню, медведя с гармошкой, оленя с зелёными рогами. По мнению знатоков, коллекция строго выдержана в традиционной скупой цветовой гамме.

Традиции мастеров

Романовская игрушка пустила глубокие корни в современной липецкой творческой жизни. Ею занимаются в художественных школах, домах детского творчества и на художественном факультете местного педагогического университета. Преподаватель Елена Смолеевская рассказала, что изготовление романовской игрушки - это часть курса по керамике. Профессионализм она переняла из рук мастера Ивана Гункина, живого хранителя традиций. Было время, у него занималось около ста человек, теперь продолжают традиции трое-четверо. Опыт работы убедил Елену Смолеевскую в том, что традиционные образы отличаются друг от друга. "У каждого мастера своя рука", - считает она. К примеру, у неё все игрушки выходят меньше размером и более изящными, чем у её учителя. Также она занимается возрождением сюжетов, которые можно найти только в музее или при раскопках.

Глиняная игрушка не стоит на месте. Каждый мастер привносит в неё что-то своё. А некоторые далеко уклоняются в сторону от традиций. К примеру, липчанка Татьяна Терехова для своих изделий придумывает собственные замысловатые сюжеты, а для окраски широко использует белый цвет, который присущ дымковской игрушке. У неё выходят радостные, светлые игрушки, поднимающие настроение всякому, кто берёт их в руки.


Справка "АиФ-Липецк":

Народный промысел "романовская игрушка" известен с середины XVIII века. Позже произошло разделение направления творчества - на деревенское и городское. Коллекции глиняной игрушки есть в экспозициях семи музеев страны. Самая крупная - в Государственном музее этнографии. Село Романово (ныне село Ленино) Липецкой области было крупным центром производства глиняной посуды, здесь выпускались 77 наименований изделий.

Смотрите также: