Самозащита Юлии Гараниной

   
   

На заводе холодильников в Липецке сложилась уникальная ситуация. Работники, члены небольшого профсоюза СОЦПРОФ, выполняют норму на 13 процентов ниже, чем их коллеги, состоящие в крупнейшем металлургическом профобъединении России, а зарплату получают почти одинаковую.

Этого преимущества для себя и своих товарищей сварщик пластмасс Юлия ГАРАНИНА добилась через суд. Она сегодня весьма популярный и узнаваемый на заводе человек и, посетив по нашей просьбе редакцию "АиФ-Липецк", рассказала о том, как отстояла трудовые права. Но вначале извинилась за нежелание сфотографироваться.

Время перемен

Юлия Гаранина принадлежит к первому поколению россиян, которым пришлось рассчитывать только на свои силы. Её родители имели постоянную работу и получили бесплатную квартиру. Юлия окончила техникум и создала семью в годы больших перемен, когда разваливалось социалистическое государство и закрывались заводы. Полученная специальность теплотехника не пригодилась, и она работала нянечкой в детском саду, продавщицей в киоске, подсобником на пищекомбинате.

Муж тоже не смог найти работу по профессии техника и переквалифицировался в рабочие. В семье подрастали два сына-погодка - Александр и Виктор. Их надо было вырастить и дать образование.

- У нас хорошая семья, - говорит Юлия. - Мы все трудяги, у нас сад при доме и дача за городом, не пьём и не курим. А денег не хватает чтобы детям дать хорошее высшее образование и дом привести в порядок. Наши дети учатся в техникумах, где образование бесплатное, и одновременно работают. Своё нынешнее жильё мы приобрели с помощью родственников и кредита, который придётся выплачивать ещё много лет.

Хорошая работа

Завод холодильников привлёк Юлию Гаранину стабильностью труда и оплаты. Трудности её не пугали, она была ещё молодой и здоровой, в юности занималась спортом, и привыкла к физическому труду. Уже шестой год она работает сварщиком пластмасс. Её операция - соединение под нагревом четырёх уплотнителей в рамку, которую можно увидеть на двери любого холодильника. Норма - 300 штук за смену. Зарплата - на уровне средней по области. Условия работы на участке тяжёлые, воздух пропитан химией, рабочая поза - "стоя и в наклон". Температура даже зимой выше нормы на 5 градусов, а нынешним летом жара поставила рекорд - 47 градусов!

Юлия Гаранина - профсоюзный активист, заместитель председателя месткома. И вместе с коллегами она добивается, чтобы условия труда стали более здоровыми и соответствовали действующим в стране санитарно-гигиеническим нормам. Вредные условия производства отражаются на здоровье работников, некоторые страдают от аллергии, у многих начинают неметь руки, снижается иммунитет, что ведёт к учащению простудных заболеваний.

В марте 2008 г. администрация завода предупредила рабочих о повышении норм выработки. Вместо 300 штук Гараниной и её коллегам надо было варить 340 уплотнителей. Рабочие зароптали, с возмущением говорили между собой, что иностранные капиталисты эксплуатируют безответных русских людей, и кое-кто даже уволился.

А вот Гаранина и её две подруги, члены СОЦПРОФа, решили отстаивать свои права согласно трудовому законодательству. Она подала заявление, в котором указала, что работодатель необоснованно и с нарушением порядка введения завысил нормы труда для неё, создав угрозу здоровью и жизни, и заявила о самозащите своих трудовых прав.

Указали на ворота

Ей сразу же посоветовали забрать заявление, выйти из СОЦПРОФа, и тогда, мол, всё будет хорошо. Она этому не поверила, и работала, соблюдая все правила техники безопасности, выполняла прежнюю норму - 300 штук, и ни одной больше. Сначала её уговаривали работать как все, потом, в ноябре, старший мастер написал докладную о том, что она не выполнила сменное задание, ей объявили выговор и лишили премии на 10%. Следующий приказ с лишением 20% премии был в феврале. Затем пошли ежемесячные приказы о лишении премии на 50%. Непосредственный начальник прямо говорил ей, что зря она всё это затеяла, ничего у неё не получится. Коллеги морально её поддерживали и признавались, что они не способны идти против администрации.

А в сентябре 2009 года её уволили. В понедельник она как всегда пришла на работу, вставила электронный пропуск в аппарат на проходной - никакого ответа. По её просьбе вызвали менеджера по персоналу, который объявил ей, что она здесь больше не работает.

3000 рублей за моральный вред

Гаранина подала иск о восстановлении на работе, выплате среднего заработка за время вынужденного прогула, отмене приказов о наложении взысканий за невыполнение увеличенных норм труда и компенсации морального вреда. Судебные заседания продолжались более трёх месяцев.

В процессе было установлено, что по данным Роспотребнадзора на участке, где она работала, "многочисленные замеры уровней шума, микроклимата, вибрации, ионизации и анализов воздуха рабочей зоны не отвечают гигиеническим нормативам".

Суд согласился с доводами Гараниной, что в таких условиях "введение повышенных норм труда стало угрожать жизни и здоровью, так как увеличилась нагрузка, уменьшилось время для отдыха", и пришёл к выводу: "со стороны работодателя имело место принуждение к труду путём вынесения приказов о дисциплинарном наказании и депремировании при невыполнении незаконно установленных повышенных норм труда с последовавшим за это увольнением".

Суд отменил все приказы в отношении Гараниной, взыскал с предприятия в её пользу зарплату за месяцы вынужденного прогула и удержанные премии, а также обязал завод выплатить за нанесение морального вреда три тысячи рублей. В феврале она вернулась на прежнее рабочее место. Сегодня она через суд требует установить реальную вредность условий труда в цехе.

Смотрите также: