"Такие вещи, как литература и история будят совесть", - говорит гость редакции "АиФ-Орёл" Елена АШИХМИНА, преподаватель истории, кандидат филологических наук.
Внимание к краеведению
- Елена Николаевна, как вы считаете, какую роль для граждан России сегодня играют история и литература?
- И история, и литература, в той ситуации, в которой сейчас живёт Россия, становятся судьбоносными предметами, хотя кому-то это покажется странным. Но именно эти предметы помогают человеку уважать свою родину, вырасти её гражданами, которым близки понятия "совесть", "долг", "честь". Строить государство, положив в его основу стремление наживаться, неправильно. Тем более для русских. Нужно было сильно постараться, чтобы убедить наш народ, что для себя любимого можно предать товарища и оттолкнуть "слабое звено". Но русские всегда были очень духовной нацией. У нас было принято подать руку помощи тому, кто рядом. "Сам погибай, а товарища выручай!" Старая поговорка для многих теперь звучит странно. Дело истории - объяснить, как было на самом деле. Русские всегда любили подумать, они всегда подходили творчески и нравственно к тому, что делали. Они объединяли вокруг себя разные народы, наконец. И когда мы отвергаем нашу соборность и ставим во главу угла деньги, это губит народ, и внутренне он это чувствует. Мы говорим о национальной идее, а она лежит у нас под ногами. Идея в том, чтобы люди знали, уважали землю, на которой живут, и трудились бы для её процветания, а значит, для себя и для потомков. Помочь узнать и полюбить свою родину и призваны история и литература.
- Скажите, насколько заметен интерес людей к своим корням, к прошлому нашего Орловского края?
- Интерес к своим корням сейчас возникает у многих, по счастью. Тут - начало возрождения России, и это отлично! Людям стала интересна история места, где они живут, кем были их предки. Все, кто вовлекается в процесс узнавания, уже не могут оставить своих поисков. Самая востребованная сейчас литература - краеведческая. Это благодарная тема, она много даёт человеку. Орловщина - место своеобразное. Здесь развивался великий русский язык, здесь росли духовные лидеры и защитники Отечества. Да как же этим не гордиться! У нас до сих пор живут потомки служилого сословия XVI века - Селиховы, Булгаковы, Костомаровы, Жилины, Сотниковы, например. Древние фамилии хранят названия деревень. Но людям надо говорить, чтобы они знали свою историю. И книжки свои я для этого пишу.
Общее дело - делать будущее
- Каким образом вы приобщаете молодёжь к истории?
- Отказалась от обычных рефератов, например. Мне кажется более правильным, чтобы студенты записали воспоминания своих родных, близких или знакомых. Посидели бы с ними рядом, послушали бы, посмотрели фотографии. Когда ребёнок садится со своей бабушкой, и та рассказывает ему о прошлом - как росли, во что играли, как учились, как работали, он открывает для себя живую и родную ему историю. Студентка рассказывает: "Вы представляете, мою бабушку, когда ей было два года, мать несла в ведре, когда они бежали от немцев. В одной руке ведро, в другой ещё один ребёнок, третий держится за юбку, а за спиною - мешок"! Узнавая что-то подобное, дети совсем по-другому смотрят на старших. Они уже не спросят: "А за что я должен уважать пожилых? Почему я должен уступать им место?" В свете рекламы "Вы этого достойны" это актуальный вопрос. К пожилым людям, бывает, обращаются неуважительно, но даже не понимают этого. Часто слышишь по телевидению: "Бабушка пошла, старушка спросила". Такие вещи неправомерны. Перед нами - женщины и мужчины пожилого возраста. Их есть за что уважать, они поднимали страну после войны, они мало думали о себе, но думали о стране. Уважение к старшему поколению - это и уважение к Родине тоже.
- Елена Николаевна, насколько важна профессия преподавателя, учителя?
- Сейчас ребёнок остался один на один с учителем. И с негуманным телевизором. Родители заняты. Что такое хорошо и что такое плохо, детям часто объясняет учитель. Поэтому средствами своего предмета и силами своей души мы должны делать главное - растить наше будущее. Однажды в "Епархиальных ведомостях" я прочитала слова священника: "Все мы знаем, что человека воспитывает человек, но хорошего человека может воспитать только хороший человек". Я бы эти слова сделала девизом.
Ругань - оскорбление Богородицы
- Хотелось бы знать ваше мнение о современной культуре общения между людьми.
- Мы с коллегами объясняем, например, почему нельзя ругаться. Наши студенты завтра придут в школу, от них зависит, какими станут их ученики. В отношении мата ссылаюсь на ту же историю. Ранее считалось, что мат - это оскорбление Богородицы. Было поверье, что Богородица на три года отрекается от того, кто такое слово скажет. Однажды маленький князь Голицын, семья которого после революции 1917 года жила в глухой деревне, услышал матерную брань от одного (!) пьянчуги. Мальчик стал ходить за ним по пятам, считать количество "этих" слов. Потом умножил их на три, и вышло, что Богородица уже давно отреклась. Мужики даже чёрным словом редко ругались. А у нас думают, что "выражались" сплошь и рядом. Но это не так! Многое, в чём нас убеждают, ранее не имело места. Объяснять это тоже должна история.
- Организуете ли вы ученикам экскурсии по памятным местам Орловщины?
- Да, ездили в Болхов, в Спас-Чекряк, в Первый Воин; ходим по Орлу. Потом устраиваем фотовыставки. У нас хорошие дети, им многое интересно. Конечно, учителей стережёт "прокрустово ложе" ЕГЭ. Всё время думаешь, как успеть рассказать что-то более объёмно, чётко проговорить важные моменты. Родная история для ребёнка не должна быть "картонной", ему нужно "подышать её воздухом", он должен им проникнуться, чтобы уйти в большую жизнь гражданином.
Смотрите также:
- «Не сидеть же на лавочке». 77-летняя пенсионерка помогает другим старикам →
- Православный писатель в Воронеже: «На земле был рай, это не миф» →
- У машины есть душа, или Женский взгляд на профессию таксиста →