март, столь богатый на календарные праздники и культурные события, позволил нам познакомить читателей "АиФ-Тамбов" не с одним творческим человеком или коллективом Тамбовщины. Тем паче не могли мы обойти вниманием гостя областного центра - главного режиссера Русского драматического театра Литвы Юрия ПОПОВА, который поставил в нашем театре "Калигулу" Альбера Камю.
Желание обладать Луной - признак сильной личности
- Пьесу выбирали вместе с главным режиссером Кириллом Панченко, - рассказывает Юрий Борисович, - исходя из той политики, которой он придерживается, а это преимущественно классические произведения. Это, наверное, правильно, поскольку с современными пьесами сейчас беда... Конечно, возникают иногда такие как "Хомо эректус", которые можно вытянуть чисто по-режиссерски, но и это скорее исключение. Вот поэтому и появился "Калигула" Камю.
- Довольно необычный, на наш взгляд, выбор драматического материала. Ведь философия экзистенциализма, которой придерживался Камю, понятна далеко не каждому. Да и жанр - философская притча в стиле джаз-фарса - это вам не комедия-буфф, рассчитанная на непритязательного зрителя!
- Да, но ведь миссия театра как раз и состоит в том, чтобы проникнуть в психологию сильной личности. И чем больше мы читали пьесу, тем больше удивлялись, каким талантливым и неординарным был один из самых молодых императоров в истории Рима - Калигула. А мои симпатии всегда на стороне тех, кто пытается изменить мир. Кроме того, этот герой (в исполнении Евгения Харитонова) обладает каким-то животным обаянием что ли... Все человеческие чувства присущи ему, но хочет он неизмеримо большего в мире, где люди не свободны, где не живут они, а существуют. Подтверждение тому - его желание обладать Луной. Своими действиями, жизнью своей Калигула пытается изменить психологию молчаливого стада.
- И добивается того, что гибнет от рук своих же патрициев...
- Зато доводит свою безумную игру по изменению этого мира до логического конца. А только таким образом можно проверить любую идею на истинность!
Когда позиция театра и власти - не одно и то же
- Тогда не удивительно, что еще до премьеры (состоялась 21 марта) в известных кругах ходили слухи о том, что новый спектакль не только самый дорогой, но и самый скандальный. Как вы можете это прокомментировать?
- Мы постарались сделать упор на сценографию, поэтому задумали такую масштабную собирательную декорацию (это и вращающийся 400-килограммовый купол храма, и фрагменты бутафорского Колизея, и мясобойня...), которая в итоге влетела в копеечку...
Что касается скандальности... Может, имеется в виду тот факт, что мы хоть и сохранили все авторские тексты, но ввели в пьесу 8 новых персонажей - это довольно раскрепощенные девушки-менады (а любая женщина для меня - сама природа, вершина творения, самое прекрасное, что есть в мире!), от которых идет волна молодости, красоты и внутренней свободы, которой так не хватает всем остальным, несмотря на бесконечные вакханалии и безудержный разврат.
- Слышала, что даже визуальное решение афиши и программок вызвало нарекание местных чиновников...
- Да, но позиция театра не всегда должна соответствовать позиции властей! В этом городе должна состояться пусть маленькая, но сенсация. К тому же то, что запрещено или порицаемо, всегда интересно публике, так как вызывает живые ассоциации, ведь сегодня власти, как и при Калигуле, что хотят, то и делают, а народ все равно голосует... В идеале этот провокационный для кого-то спектакль должен не угрожать зрителю, а вызывать в нем чувство собственного достоинства, которым так полон главный герой. Не агрессивно воздействовать, а притягивать внимание... Чтобы хотелось еще и еще раз прийти посмотреть нашего "Калигулу".
- Сложно было воплотить все ваши режиссерские задумки здесь, на тамбовской сцене?
- Вы знаете, нет. Мне очень нравятся актеры тамбовской труппы, они работают без всяких экивоков. Нравится атмосфера внутри коллектива - это вам не московские театры, которые иначе как террариумами не назовешь. Здесь же на первом месте попытка творчества. И во многом это заслуга главного режиссера Кирилла Панченко.
Смотрите также:
- «Новый театр» в Воронеже. Как создать постановку, понятную каждому? →
- Лев Додин в Воронеже: "Почему Платонова считали «врагом народа»?" →
- Актер Юрий Смышников: «Я волнуюсь перед каждым выходом на сцену» →