«Новый театр», проект с ярко выраженной социальной направленностью, появился совсем недавно, но уже успел поразить публику. Артистам удалось соединить документалистику и пластику и на выходе получить мощный и, главное, искренний спектакль «Я есть!», который вот уже почти год собирает полные залы.
«Синтез искусств»
Юлия Горшкова: В чем концепция «Нового театра»?
Олеся Галицына: «Новый театр» – это синтез искусств: хореография, драма, авторская музыка. В этом направлении в Воронеже мы являемся первопроходцами. На данный момент мы работаем только с документальными материалами. Нам интересны реальные люди со своими настоящими историями. Если история действительно важна артисту, то и зритель обязательно этим проникнется, потому что в таком случае отсутствует фальшь. Все наши спектакли построены на пластике и хореографии, хотя, разумеется, текст тоже используется. Мы не спешим заговаривать с нашим зрителем, не спешим сразу дать ответы на все вопросы. Наша задача – передать эмоции посредством авторской музыки и пластики, тогда зритель начнет чувствовать. Слово всегда вторично. Концепция «Нового театра» – быть настоящими на сцене и это, пожалуй, самое главное.
– Как появился «Новый театр»?
– «Новый театр» зародился примерно год назад. Мы с Викторией Шаламовой очень хотели сделать что-то свое, совершенно новое, то, чего нельзя увидеть в других театрах, а, главное, чтобы нам самим было интересно работать. Тогда мы узнали, что невероятно талантливый композитор Юлия Пономаренко тоже давно мечтала о спектакле, где будет изобилие музыки и эмоций. Нам же всегда были интересны современные хореография и пластика, мы понимали, что в Воронеже в этом жанре существует огромный пробел. Юлия предложила создать спектакль о войне. В это время как раз разворачивались действия в Украине. Сначала мы немного боялись поднимать такую страшную и актуальную тему, как война, боялись стать «врунишками», ведь лично мы об этом ничего почти не знаем, но погрузившись в документальный материал (рассказы реальных людей, прошедших войну), мы смогли все это прочувствовать. Нам захотелось обо всем этом не просто говорить, а кричать – столько боли и ужаса пережили эти люди. Затем мы продолжили работу с Марией Мицуро, хореографом с тончайшей душой, нашли ребят, которые тоже прониклись нашей задумкой и приступили к созданию постановки. Результатом работы стал спектакль «Я есть!», который уже почти год идет на большой сцене Дома актера.
Истории реальных людей
– Какая роль отведена документалистике?
– Современному зрителю интересно сегодня получать достоверную информацию, а если это история реального человека, то вероятность остаться равнодушным гораздо меньше. Мы рассказываем обычному человеку, то есть зрителю, о таких же обычных людях, как и он сам. Мы первыми в Воронеже осмелились соединить два интереснейших жанра – пластику и документалистику. Таким образом мы говорим со зрителем на близком и понятном ему языке.
– Каковы творческие планы театра?
– Уже в марте мы представим новый спектакль под простым названием «Деревня». Постановка о русской культуре, о наших корнях, от которых мы постепенно отходим, о разобщенности людей. Это взгляд со стороны современного человека на все, что уходит, можно сказать даже уже ушло, взгляд на то, что мы теряем безвозвратно. Для создания спектакля мы ездили в экспедиции по деревням, общались с людьми, которые с удовольствием рассказывали о своей жизни. Для нас это стало невероятным приключением, соприкосновением с другими ценностями. В новом спектакле мы используем документальный материал, сочетаем с современной пластикой и авторской музыкой.
Артист «Нового театра»
– Как выстраивается рабочий процесс? Как рождается спектакль?
– Главное в «Новом театре» – поиск. Каждый участник труппы имеет право голоса, каждый может свободно высказывать свое мнение и предлагать свои варианты. Каждый может заявить тему для новой постановки, и в случае, если ей «заразятся» все участники, то все непременно состоится. Мы сами подбираем материал, работаем только с тем, что действительно трогает.
– Сколько человек заняты в проекте? В труппу входят только профессионалы или вместе с ними работают любители?
– В нашем проекте принимают участие только профессиональные актеры театров Воронежа. Труппа состоит из 10 артистов. Хореограф-постановщик Мария Мицуро, она же и актриса. Композитор Юлия Пономаренко, режиссер Григорий Южаков.
– Какие качества должны быть присущи артисту, чтобы он мог работать над синтетическими постановками?
– Актер синтетического театра, по сути, должен уметь все, при этом быть естественным, хорошо чувствовать свое тело. Конечно, физическая подготовка актера – совсем немаловажный аспект, если ты работаешь в этом жанре. Каждая репетиция, каждый спектакль – это большая физическая нагрузка. К тому же, мы привыкли каждый раз отдавать себя без остатка.