Виктор Негуляев: Не навреди!

   
   

Осенний призыв идет уже более полутора месяцев, так что наше желание обсудить его особенности с военным комиссаром области Виктором НЕГУЛЯЕВЫМ вполне объяснимо. Тем более, что говорить есть о чём - нынешний, осенний призыв во многом отличается от предыдущих. Интересно и то, сколько новобранцев наденут нынешней осенью солдатские шинели. С этого и начинаем наш разговор.

Не количество, а качество

- Увы, цифрами оперировать не получится, - невольно подогревает любопытство Виктор Александрович. - Они составляют государственную тайну. Но задание по осеннему призыву, которое на нас возложено штабом Западного военного округа, выполняем. Не сказать, чтобы оно было запредельно высоким, но, безусловно, сложным.

- Эти сложности связаны с цифрами?

- Скорее, речь идёт о качестве призывных ресурсов. Молодой человек должен быть подготовлен к службе в армии. Сегодня этому вопросу уделяется самое пристальное внимание. Во-первых, он должен быть здоров. Во-вторых, готов к службе профессионально. В силу того, что служат ребята всего 12 месяцев, они непременно обязаны владеть какой-либо из армейских специальностей. Хотя бы родственной. Хорошо, если за плечами у новобранца - учебное заведение, ещё лучше, если это школа ДОСААФ, где непосредственно готовят специалистов для Вооружённых Сил.

- Когда-то эти школы серьёзно помогали подготовке будущих бойцов...

- Они и сегодня помогают. Другое дело, что призывникам это обстоятельство не прибавляет желания идти туда учиться. Получается, что направляем мы туда призывников часто по принципу добровольно-принудительному.

Однако я основательно погрешил бы против истины, не оговорившись, что сегодня немало молодых людей, желающих пройти это обучение. Но вся суть досаафовской подготовки заключается в том, что мы обязаны обучать воинским специальностям тех призывников, которые непосредственно пойдут служить. Никто не позволит тратить государственные средства на обучение "про запас", когда у потенциального призывника нет ясности относительно ближайших перспектив собственной жизни.

Армейская школа - на всю жизнь

- Здоровье и профессиональная подготовленность новобранца - исчерпывающие критерии призывных ресурсов?

- Отнюдь. Не менее, а может, и более важное требование - моральная состоятельность молодого человека. Мы не имеем права направлять в войска призывников с низким порогом моральной устойчивости. Призывника ждут в Вооружённых Силах страны хорошо обученным, физически и морально подготовленным, готовым служить свои 12 месяцев добросовестно, с пользой для государства. Как, собст.венно, и для себя, потому что умения и навыки, полученные в армии, не раз еще пригодятся солдату в штатской жизни. Хотя бы потому, что в запасе он будет находиться до 50 лет, как минимум, и, скорее всего, будет востребован и на сборах, а в случае нештатной ситуации может быть и мобилизован.

- Виктор Александрович, согласитесь, что в обрисованном Вами образе нынешнего призывника не достаёт такой черты, как прагматичность. Образованные, целеустремленные, физически подготовленные и имеющие моральную устойчивость ребята идут в армию, как правило, для того, чтобы потом, на гражданке, попасть на службу в силовые структуры. Но их, вероятно, маловато для того, чтобы выполнить план по призыву?

- Видите ли, сейчас, как это ни странно, на фоне того, что молодёжь обвиняют много в чём, включая безответственность и нежелание планировать свою судьбу, молодые люди начинают думать о жизненных перспективах, выбирают поистине мужские профессии. Особенно те, у кого родители или отслужили в Вооружённых Силах, или же работают в силовых структурах. Они заинтересованы в том, чтобы их дети прошли срочную службу.

Нам нередко приходится сталкиваться с тем, что даже имея достаточно серьёзные заболевания, ребята не соглашаются с выводами призывной комиссии, оспаривают её решение. Бывает, что и в суд обращаются, поскольку только он в силах отменить решение о негодности к строевой. Такого рода прецедент произошёл недавно в Моршанске, и парень добился, чтобы его призвали в армию.

Ребята борются за свое будущее, и это достойно уважения. Мы часто по поводу и без повода "киваем" на Запад - ссылаемся на Америку. Но там без службы в Вооружённых Силах ни один кандидат в политики таковым не станет!

За "бега" придётся отвечать

- Не могу не согласиться. Но давайте вернёмся к "уклонистам". Многие предпочитают побыть NN-ое количество лет в "бегах" и особенно не страдают от того, что благополучно избежали службы в армии?

- Не совсем верный взгляд на ситуацию. Действительно, такие "удальцы" надеются, что по истечении призывного возраста они придут в военкоматы, получат военные билеты и всё в их жизни сложится замечательно.

Но при этом и им, и их родителям следует знать вот о чём: сейчас воинский учёт ставится, по сути, во главу угла. Без соответствующей отметки в военном билете молодой человек в нашем государстве не сможет найти достойной работы; его удел - нелегальное трудоустройство. Дело в том, что сегодня Федеральный закон о воинском учёте обязывает все организации, независимо от формы их собственности, вводить воинский учёт и строго его соблюдать.

Поэтому со страниц вашей газеты хотелось бы обратиться ко всем "уклонистам" с прось.бой не рисковать. Неоправданный это риск. Статья за уклонение от воинской службы предусматривает до 2 лет уголовного наказания. Стоит ли портить себе всю жизнь, когда лишь 12 месяцев длится воинская служба?

- По-видимому, прав классик, утверждавший, что разруха, в том числе и девальвация нравственных постулатов, начинается в наших головах. Сегодня на решение "служить - не служить" во многом влияет недоверие к официальной информации о положении дел в армии, страх перед дедовщиной. Насколько она является реальностью?

- Вы знаете, я так скажу: этот порок ещё усиленно муссируется, но в сегодняшней армии дедовщины осталось мало. Она и возникает преимущественно там, где плохой командир. Это как в семье: нерачительный хозяин, и скотина стоит некормленная, в доме полный бардак. Так и в части: если командир на своём месте, если он следит за порядком, то и все структурные подразделения работают как часы. В такой части места дедовщине нет. Когда же командир относится к своим должностным обязанностям спустя рукава, в части всё отдаётся на откуп какому-нибудь сержанту-срочнику. Конечно же, он будет солдатскую "науку" вбивать в новобранцев с помощью кулака и сапога. Будет добиваться своего превосходства с позиции грубой силы.

Здесь тамбовских призывников ждут и ценят

-У нас в регионе сложилась, на мой взгляд, уникальная традиция "адресного" призыва. Где, помимо Черноморского флота, ещё служат тамбовчане?

- Что касается адресного призыва, хочу отметить: наконец-то принято решение Министерства обороны, согласно которому определённые категории призывников будут проходить службу ближе к дому. Это те новобранцы, которые имеют больных родителей (инвалидов, пенсионеров), ребята, которые женаты и имеют детей. В нынешний призыв около ста из них пройдёт срочную службу на территории Тамбовской области.

Что же касается традиций, то, помимо Черноморского флота, в Западном военном округе тамбовские призывники проходят службу на Балтийском флоте, на ракетном катере "Моршанск". Только в нынешний осенний призыв туда направлено 15 человек. А вот подводная лодка "Тамбов" укомплектовывается только контрактниками с соответствующим уровнем подготовки. И, разумеется, офицерами. Поэтому на Северном флоте наши "срочники" не служат.

Смотрите также: