Людмила Мешкова: Сильные желания - ничто без сильных поступков,или Просто ли женщине состояться в науке

   
   

Российская наука дала миру немало выдающихся имён и открытий. Михаил Ломоносов, Дмитрий Менделеев, Эдуард Циолковский, Пётр Капица, Сергей Королёв...

Увы, в прошлом России - первой страны, в которой были разработаны основы био- и ноосферы, запущен в космос искусственный спутник Земли, атом поставлен на службу мирным целям, - в компании учёных мужей женщин не так уж и много. К "академикам в чепце" в той особой, чисто мужской, привилегированной, как долгое время считалось, профессии относились с изрядной долей предубеждения.

О "стеклянном потолке" и издержках феминизма

А сегодня, в XXI веке, когда Россия занимает лидирующие позиции в научных направлениях, которые долго ещё будут определять прогресс в физике, химии, биотехнологиях, лазерной технике, геологии и многих других сферах жизнедеятельности человека, поменялись ли гендерные векторы? Многим ли женщинам-учёным удаётся преодолеть "стеклянный потолок" - тот невидимый барьер, который препятствует выдвижению женщин на руководящие должности в науке, научной карьере в целом?

Логично на эту проблему, говорят, актуальную не только в России, посмотреть женскими глазами. Так что знакомьтесь: Людмила Мешкова, директор Тамбовского филиала негосударственного образовательного учреждения "Российский новый университет", профессор, доктор экономических наук, Лауреат всероссийского проекта "Эффективное управление кадрами", автор более чем 60 научных публикаций, в том числе 8 учебных пособий и 7 монографий... И это ещё далеко не полный её послужной список в современной российской науке!

На мой вопрос о том, имеет ли место быть равенство полов в такой специфической сфере как наука, Людмила Леонидовна отвечает со свойственными ей открытостью и сложившейся за многие годы потребностью принимать близко к сердцу всё, что имеет отношение к этому вопросу:

- На первый взгляд, бесспорно. В науке, как считается, иного отношения к женщине-коллеге и быть не может. В доказательство тому приводятся цифры о том, что всё большее количество российских женщин работает в научной сфере - свыше 50 процентов! Но ведь это смотря с какой стороны подходить к проблеме. Думается, факт наличия высокого числа женщин в составе научных кадров - свидетельство нарастающего неблагополучия в отрасли.

- Всё до банальности прозаично. Как только та или иная область становится экономически невыгодной, она теряет привлекательность для мужчин и феминизируется. В ней наблюдается отток мужчин, поиск ими лучших в финансовом отношении занятий - они уходят в политику, бизнес, финансовую сферу. Это, впрочем, классика мирового женского труда: как только отрасль, в силу разных причин и обстоятельств, становится малопривлекательной социально и недостаточно высоко оплачиваемой, она постепенно феминизируется.

Я просто любила учиться

- Но ведь и стремление женщины покорить сферы, считающиеся приоритетными для мужчин, нельзя сбрасывать со счетов? Вот Вы как пришли в науку?

- Наверное, я Вас несколько разочарую. Не ставила я перед собой с детства задачи непременно стать учёным. Просто очень любила учиться. Даже на летние каникулы составляла для себя что-то вроде плана на каждый день, раскладывала учебники и по всем предметам самостоятельно занималась. Потому что было интересно узнавать что-то новое. Школу я так и заканчивала - с постоянными опережающими заданиями. Золотая медаль стала закономерным следствием моей увлечённости учёбой.

- По-видимому, Вам очень повезло с учителями, прекрасно понимавшими, насколько важно не убить вот это стремление идти вперёд своей дорогой. Вуз тоже дался шутя?

- Наверное, благодаря всё тому же принципу опережающих знаний, поступила на экономический факультет Воронежского государственного университета действительно легко. Мне не казалось чем-то из ряда вон выходящим, что, после ответа на вопросы билета, члены экзаменационной комиссии задали мне 15 вопросов. Нормально же: преподаватели на экзаменах спрашивают, абитуриенты - отвечают. Получив свою пятёрку по математике, других экзаменов я не сдавала - реальное преимущество золотой медали для меня тогда в немалой степени воспринималось как возможность дополнительного месяца отдыха, пока другие парились - и в буквальном, и в переносном смысле слова - на вступительных экзаменах.

Но "синим чулком" никогда не была.

Сейчас я понимаю и другое: эти вот моменты в моей жизни сформировали убеждённость в том, что время, потраченное на образование, на интеллектуальный труд в принципе не может быть потраченным зря. Возможно, это и есть предтеча моей карьеры учёного?

- А Вас не воспринимали "синим чулком" или, говоря языком нынешних студентов, "ботаником"?

- Главное, что я себя таковой никогда не ощущала. Мне всегда до всего было дело. Сколько себя помню - староста класса, председатель пионерского отряда, комсорг класса. А ещё - "кружок по фото, танцевать и петь охота" - это точно про меня сказано. Любила читать стихи и танцевать, участвовала во всех конкурсах, которые только проводились в школе, окончила музыкальную школу.

- В Тамбове оказались по распределению или же по иному капризу судьбы?

- По распределению я попала в Вологду, но спустя где-то полгода поняла, что прожить в этом городе всю жизнь я однозначно не хочу. Вечерами, приходя с работы, я открывала географическую карту РСФСР, закрывала глаза и в буквальном смысле методом тыка пыталась определить свою дальнейшую судьбу. Куда попаду пальцем, туда и пишу письмо, предлагаю молодого специалиста.

Вскоре стали приходить ответы с приглашением работать, их было неожиданно для меня много, но я выбрала Тамбов, потому что - во-первых, родители были рядом, во-вторых, со времени учёбы были в этом городе бывшие мои однокурсники.

"Три в одном"? - Можно и так сказать

- А на преподавательскую стезю как попали?

- В Тамбове мне предложили на выбор работу экономиста в семи организациях. Выбрала ТамбовНИХИ, проработала там три года, параллельно по вечерам преподавая экономику в техникуме. Не скрою - преподавать мне хотелось всегда. Ведь я и поступать первоначально хотела в педагогический вуз на географический факультет. Но, когда я поехала сдавать вступительные экзамены, мой попутчик по купе, военный полковник, посоветовал пойти на экономический. Потому что экономика - это профессия будущего. А школа - "одни нервы, и ничего больше". Сейчас, спустя годы, могу с уверенностью сказать: в жизни мне удалось совместить два, даже, по сути, три начала. Экономику, географию и педагогику. Во мне ведь так и осталась жить тяга к путешествиям. Поэтому, возможно, мне так близко откровение Джоржа Эрроу, западного экономиста, однажды сказавшего: "Чем богаче (предпочитаю вариант - сознательнее) человек, тем меньше денег он тратит на продукты питания и одежду, а больше - на образование и путешествия".

Вот так и пришла

в науку

- Людмила Леонидовна, а в большую науку Вас, похоже, неуёмная энергия и неуспокоенность, тяга ко всему новому привели?

- Получается, что и так можно сказать. Преподаватель экономических дисциплин, заместитель директора и директор одного из учреждений начального профессионального образования, затем - директор открывшегося в Тамбове бизнес-колледжа. В конце 90-х на базе последнего организовала Тамбовский филиал Российского нового университета, незадолго до того защитив кандидатскую по экономике. В 2004 году стала доктором экономических наук, поставив во главу научных интересов проблемы становления и развития институциональной экономической теории в ракурсе особенностей российской экономики.

- В этой донельзя напряжённой работе на что-то "для души" время остаётся?

- "Синим чулком" я так и не стала. Люблю проводить свободное время, которого, действительно куда меньше, чем хотелось бы, в кругу родных и близких, в общении с друзьями, очень нравится вязать, читать и путешествовать. А ещё люблю собирать афоризмы. И следовать тем из них, которые западают в душу.

- Спасибо!

Смотрите также: