Историческая реконструкция: от прошлого - к себе, настоящему

   
   

О том, как реанимировать в сознании молодых духовные ценности, включая и чувство патриотизма, сегодня говорится много и на разных уровнях. Можно, конечно, идти проверенным путём: лекции, беседы, апелляция к героике жизни отцов и дедов.

Только вот для значительной части старших подростков и юношества - что Куликовская битва, что Бородинское сражение... Да и Великая Отечественная воспринимается ими как столь же исторически отдалённое от нас событие, что и не разобрать уже, где правда, а где - легенда.

Новый культурный феномен?

А можно пойти и иным путём: заняться воссозданием быта, традиций и боевого искусства конкретной эпохи конкретного государства. То есть - исторической реконструкцией. Это новое увлечение завоёвывает всё больше и больше сторонников в нашей стране. Хотя "новое" - относительное в данном случае понятие. Первые клубы, объединившие любителей "живой истории", стали возникать после того, как перестройка смела идеологический диктат, ранее довлевший над всей общественной жизнью. Портрет исторической реконструкции как культурного феномена пытается нарисовать мой собеседник, Антон ОВЧИННИКОВ, руководитель тамбовского клуба исторической реконструкции.

- Антон, давайте начнём вот с чего: что такое историческая реконструкция и не является ли она "дубликатом" ролевой игры?

- Скорее нет, чем да. Ролевые игры и самая известная из них - толкиенизм, возникли из увлечения теми или иными книгами, они представляют собой попытку смоделировать описанные в книгах ситуации. Ролевики, как правило, не углубляются в нюансы темы, выбранной ими для игры.

Реконструкторы, по сравнению с ролевиками - узкие специалисты. Они знают всё, или, по крайней мере, стремятся знать всё об интересующей их эпохе. Я бы рискнул утверждать, что "правильная" историческая реконструкция - это отчасти наука: экспериментальная археология. Именно к ней тяготеет историческая реконструкция. Хотя, должен заметить, в исторической реконструкции есть множество направлений.

Здесь каждый найдёт себе занятие по вкусу

- Например?

- Например, в нашей стране существует несколько федераций исторического фехтования. Регулярно устраиваются спортивные турниры. Фестивали и массовые постановки сражений проводятся, в основном, клубами исторического фехтования и реконструкции при поддержке администрации областей и городов, где проводится мероприятие. Среди них особое место занимают фестивали государственного значения - такие как реконструкция Куликовской битвы или Ледового побоища в России.

Проводятся и вполне мирные мероприятия - такие как, например, конкурс костюмов, конкурс доспехов. Успех на этих конкурсах зависит от того, насколько грамотно человек подошёл к тому, что реконструирует, насколько детально и верно, на основе серьёзных источников, создал свой исторический "гардероб".

Тамбовская "Европа"

- А что представляет собою Ваш клуб и в чём сфера его интересов?

- В клубе в основном занимаются студенты ТГУ. На данный момент в клубе - 10 молодых людей и 6 девушек. В основном жизнь клуба представляет собой клубные тренировки, на которых происходит обучение историческому фехтованию. Помимо тренировочной деятельности, мы часто выезжаем на фестивали военно-исторической реконструкции. Одна из целей таких слётов - воссоздать определённый промежуток истории. Исторично должно быть всё, начиная от костюмов участников слёта и заканчивая полевым лагерем, где для тех, кто выступает в роли рыцарей и их прекрасных дам, даже пища готовится в полном соответствии с реалиями того времени, которое реконструируется. Рецепты той эпохи, посуда, предметы утвари...

Направление реконструкции тамбовского клуба - Европа XIV века, немецкий город Нюрнберг. Среди людей, не очень хорошо знакомых с реконструкцией, часто возникает своего рода недоумение: почему молодёжь, занимающаяся исторической реконструкцией, обращается к истории Европы, а не Руси? Но при этом надо понимать: если человек занимается изучением той или иной субкультуры Европы, это вовсе не означает, что ему не интересна история собственного государства. Что он не является патриотом. Просто развитие Европы XIV века значительно опережает развитие Руси, где не было ещё таких доспехов, как у европейских рыцарей, защита была довольно-таки слабой для того чтобы участвовать в массовых сражениях. Европа в этом плане была более разнообразной, более интересной. Для тех, кто занимается исторической реконструкцией - это больший простор для воображения и творчества как в костюмах, особенно женских, так и в доспехах. Помимо того, если не заниматься исторической реконструкцией Европы, невозможно будет воссоздать события российской истории: то же Ледовое побоище, например.

- Что ж, на мой невысказанный вопрос, патриотично ли заниматься реконструкцией событий "чужой" культуры, Вы ответили. Объясните мне, что же всё-таки привлекает молодых в исторической реконструкции?

- Наверное, то, что люди разных профессий, разного возраста, социального положения могут объединиться. Знаете, в прошлом году состоялся Первый международный фестиваль исторической реконструкции средневековья "Битва наций". В Хотыне, где со времён Даниила Галицкого происходили самые яркие, самые важные бои, в "Битве наций" участвовало более тысячи рыцарей, поддержать которых пришло около 15 тысяч зрителей. Когда, под национальный гимн, рыцари из каждой страны - участницы фестиваля выходили на приветствие, казалось, что произошёл какой-то провал во времени и пространстве. Будто это происходит 600 лет назад, будто вернулся тот дух приключений и подлинного рыцарства, которым отличалась средневековая Европа.

Я упомянул уже об объединении. Это на самом деле так: участников фестивалей исторической реконструкции объединяет желание победить, страсть к подвигам, недюжинная физическая сила и, простите за громкие слова, - мужество. Они, как никто, знают: даже один бугурт в "Битве наций" - это то, ради чего стоит тренироваться годами. Это просто бешеный взрыв адреналина.

Эти сумасшедшие бугурты

- Так, введите в курс: что есть бугурт?

- Это турнир, в ходе которого две группы рыцарей, вооружённых затупленным оружием (кому нужно превращать здоровый культурный бой в кровавую резню?) сражаются друг против друга. Наши предки проводили бугурты с целью подготовки молодого воинства к настоящим сражениям.

У бугуртов свои правила. Например, нельзя нападать на безоружного воина, нельзя рубить острым оружием по голове, категорически запрещается приходить на бугурт в нетрезвом состоянии, нельзя вмешиваться в поединок...

Средневековые рыцари ходили на бугурты не ради славы только. Это ещё был реальный шанс разбогатеть: рыцарь, которого никому не удавалось сбить с ног, в подарок получал доспехи и лошадь одного из своих соперников. Сейчас, естественно, материальной заинтересованности точно нет. Доспехи участники бугуртов изготавливают за свой счёт, и суммы это немалые.

А вот показать своё мастерство, своё мужество - так это пожалуйста. Даже если в обычной жизни ты ничем особенным не выделяешься, оставаясь одним из многих, здесь, на ристалище, ты - благородный рыцарь, у тебя всегда есть шанс стать лучшим из лучших. И только от тебя зависти, станешь ли ты таким.

Смотрите также: