Что дает сегодняшний день нашему поколению? Спешку: мы постоянно куда-то торопимся, поглядывая на часы. Экономию времени: мы приучили технику делать работу за нас. Интернет: он научил нас громко думать, потому мы все чаще молчим в жизни. А еще сегодняшний день постепенно забирает нашу национальную память: мы потихоньку забываем, как шить, мастерить, вести хозяйство и т.п. Правда, порой современные люди предпринимают попытки вернуться в прошлое. Туда, где пища готовилась на костре, женщины занимались рукодельем и ждали, когда их мужчины вернутся с поля боя, где воевали с врагом…
Герои истории
Супруги Юлия и Андрей – жители Липецка. Их соединил интерес к исторической реконструкции.
Андрей, до того как стать реконструктором, 8 лет был участником ролевых игр. Интерес к играм по сценарию фантастических книг и историй появился еще в ранней юности, когда в возрасте 10 лет парень прочел книгу знаменитого писателя в стиле фэнтези – Джона Р.Р. Толкина «Хоббит: туда и обратно». Именно эта книга открыла для Андрея чудесный мир Средиземья и его фантастических обитателей, путешествий, волшебства и приключений. Чуть позже с не меньшим интересом была прочитана продолжающая историю хоббита трилогия «Властелин колец». И когда в Липецке стали развиваться сюжетные ролевые игры по мотивам этой истории и других, Андрей принимал в них участие. Исторической реконструкцией он занялся с 2010 года, и именно это увлечение соединило его с Юлей.
Юля, в свою очередь, окончила исторический факультет Липецкого педагогического университета, и когда в 2007 году ее пригласили на реконструкторский фестиваль, нашла здешнюю атмосферу родной.
– Когда я приехала на фестиваль, шел дождь. Вокруг ходили люди в средневековых костюмах. Горели костры, звучала музыка, тут и там виднелись палатки. Будто я вернулась на несколько столетий назад. Как историка, меня это сразу заворожило, – вспоминает Юлия. – Я поняла, что буду ездить на такие мероприятия много раз.
Сейчас Юля и Андрей – вместе состоят в реконструкторском клубе Липецка «ИЕОК». В клубе воссоздается эпоха Раннего средневековья, отображается быт ремесленников. Здесь можно встретить прототипы как славян (вятичей, радимичей, северян), так и жителей Скандинавского полуострова. Участники клуба своими руками изготавливают изделия из кожи, дерева; кроят, ткут, шьют одежду предков.
– Многие клубы реконструируют даже еду, точнее, способ ее приготовления. Люди готовят чечевицу, крупы, молочные продукты. Кто-то привозит на фестиваль курочек, барашков, коз, – рассказывают Григорьевы.
Сегодня в клубе «ИЕОК» 20 человек. Несмотря на то, что деятельность клуба, по большей части, «ремесленная», некоторые представители клуба предпочитают «воевать». Они принимают участие в постановочных битвах реконструкторов на тематических фестивалях (один из этих воинов – Андрей Григорьев).
Юля и Андрей женаты почти два года и за это время они поняли, что рады заниматься общим делом.
– Когда зал или спальня забиты мечами, шлемами, кольчугами – это может раздражать неискушенного человека. А меня – нет, даже приятно, – делится мыслями Юля. – Иногда я говорю: «Андрей, давай купим новый шлем. Обязательно надо тебя защитить».
Немного теории
Традиция ролевых игр пришла к нам из США примерно в конце 80-х, рассказывает Андрей. Первые реконструкторы воссоздавали времена Великой Отечественной войны и боев с Наполеоном.
Что же представляет собой историческая или, как часто добавляют, военно-историческая реконструкция? Группа людей, объединенных общим интересом к какой-либо эпохе, воссоздают быт и другие материальные акцепты этих времен.
В России и мире сегодня есть несколько наиболее популярных реконструируемых периодов:
– Античный (Греция, Рим).
– Раннее средневековье (VII ¬– XI вв.) воссоздается быт викингов и славян.
– Высокое средневековье (XII¬–XIII в.).
– Позднее средневековье (XIV¬–XV).
– Новое время (XVI¬–XVIIв.).
– Наолеоновские войны.
– Первая мировая война.
– Вторая мировая война.
В Липецкой области одним из первых реконструкторских объединений стал клуб «Копье», появившийся в 1998 году. Также у истоков субкультуры стояла объединенная дружина «Южная Русь», в которую вошли белгородские, московские, курские и другие клубы. На сегодняшний день «Южная Русь» известна тем, что организует одни из самых масштабных реконструкторских фестивалей в Липецкой области – «Русборг» и «Ладейное поле». Ежегодно эти мероприятия собирают от 600 до 800 участников не только из Липецка, но и близлежащих городов. На мероприятиях проводятся рыцарские турниры, бугурты, битвы, лагерь живет в духе разных эпох.
Грань между реконструкцией и ролевой игрой
Иногда реконструкцию и ролевые игры ошибочно объединяют в одну субкультуру. Как рассказывают Григорьевы, с виду эти направления схожи: группа людей переодевается в некий антураж и изображают из себя то, что было и то, чего не было.
По большому счету, и реконструкция, и ролевые игры – хобби. Отличаются они уровнем воссоздания материальной культуры. Ролевики, чаще всего, создают мир фэнтези. Основа их хобби – игра. И только от желания самого ролевика будет завесить степень правдоподобности его костюма, размер затрат на антураж. У реконструкторов дело обстоит куда серьезнее. Отличительная черта воссоздания быта определенного периода – подлинность.
– Если ролевик сделал себе меч из лыжи, и это прокатило, то для реконструкции такое неприемлемо, – поясняет Андрей.
Самый почитаемый в реконструкции способ воссоздания предметов быта наших предков – аутентичный. Все вещи, будь то народный костюм или столовая ложка, делаются тем же способом, каким их изготавливали представители реконструируемых эпох. Другой метод, более простой, – стилизация. Облик предмета похож на реконструируемый, но способ его изготовления – современный. Так, изготовленная на станке ложка, по мнению реконструкторов, передаст дух эпохи в меньшей степени, нежели ложка, изготовленная аутентичным способом.
Чему учит реконструкция?
На первый взгляд может показаться, что реконструкция – по большей части маскарад. Но если разобраться…
– На фестивале человек учится правильно поставить палатку, развести костер, – рассказывает Андрей, – сварить еду, которую гораздо сложнее приготовить в полевых условиях, нежели дома у плиты.
– Кстати, еда на костре получается гораздо вкуснее, – добавляет Юля. – Некоторые девочки, приезжающие на фестиваль, готовят впервые на огне и знают, как это непросто.
Кроме походных навыков реконструкция учит истории и культуре. Интересные факты открываются участникам клубов о жизни предшествующих народов.
– Настоящий реконструктор, прежде чем сшить себе костюм и приехать на фестиваль, должен изучить много литературы, ознакомиться с историческими, культурными, археологическими источниками. Если ты сшил историчную рубашку, штаны, обувь и приехал в них на фестиваль – ты должен объяснить, из каких источников была взята информация об именно таком их облике. Сомнений касательно подлинности предметов быта не должно быть, – говорит Андрей.
Кого берут в реконструкторы?
Для того чтобы стать участником турнира, нужно быть физически подготовленным. И вооружение, и защитные доспехи – вещи довольно тяжелые. Вес самого тяжелого рыцарского костюма – 20-25 кг. Для человека, в обычной жизни не поднимающего ничего тяжелее компьютерной мыши, такая ноша может стать непосильной. Недаром в реконструкторские движения часто приходят профессиональные спортсмены, что неудивительно – хобби постепенно претендует на звание не только субкультуры, но и спорта. В настоящий момент существует ряд клубов, по большей части московских, которые профессионально подготавливают к турнирам. Это клубы: «Бойард», «Берн», «Паладин».
Что представляет собой постановочная битва?
На турнирах, бугуртах, сражениях воссоздается боевое взаимодействие, рассказывает Андрей. Участники одеваются в доспехи, шлема, вооружаются и моделируют битвы.
– Для того чтобы ты мог взять в руки аутентичное защитное и наступательно вооружение, ты должен быть соответствующим образом подготовлен – как с физической точки зрения, так и с позиции экипировки, – замечает Андрей Григорьев.
О том, как должна проходить битва, реконструкторы узнают из исторических источников. А в связи с тем, что сегодня турниры популяризуются, канонические приемы отходят на второй план, в постановку битв вносятся некие современные коррективы. В результате, можно наблюдать захватывающее зрелище.
Техника безопасности
Узнав о лихих реконструкторских боях, невольно возникает вопрос – могут ли такие сражения, пусть и не совсем настоящие, быть безопасными? Если во время боя размахивающий мечом «воин» не рассчитает своих сил и по-настоящему поранит противника – как быть?
Оказывается, в каждом реконструкторском клубе есть свод правил по технике безопасности. Правила боевого взаимодействия едины для всех. Основные их пункты: кромки оружия – затуплены, колющие предметы скруглены под определенным радиусом, рубящая кромка сведена к двум миллиметрам. Потому поединки не представляют реальной угрозы для участников.
Реконструкторы и социум
Некоторые люди, глядя на костюмы реконструкторов, недоумевают: зачем? Почему этим ребятам не живется спокойно среди компьютерных технологий, автомобилей, кофеварок и других достижений современной цивилизации? Их занятие – попытка уйти от реальности, отгородиться от социума?
– Нынешнее время ценится не меньше, чем воссоздаваемое,– говорит Андрей. – Любой адекватный человек понимает, что жить в прошлом – довольно проблематично. Современный человек не приспособлен к той жизни, которую мы реконструируем – слишком велика его привязанность к современным бытовым удобствам. Конечно, если ему в одночасье придется их лишиться, он сможет прожить и так, но ему это не понравится.
Кем являются реконструкторы в обычной жизни? Менеджер по закупкам, рабочий на заводе, директор банка, строитель, учитель, доктор, – это далеко не полный список профессий состоящих в клубах реконструкции. Правда, многие из них, как, например, Андрей, предпочитают не афишировать свое хобби на работе. А кто-то – наоборот – старается донести всю суть любимого дела до окружающих своим внешним видом.
Популярный вопрос «Зачем?»
– Главная цель выезда на мероприятия – общение с людьми, разделяющими твои интересы. Мы общаемся на темы, которые нас интересуют, – говорит Андрей.
Супруга полностью разделяет его мнение:
– О компьютерах мы на фестивалях не вспоминаем. Девушки разговаривают о бусиках, о платьях – кто из какой ткани сшил, чем покрасил… В реальной жизни не с кем это обсудить…
Реконструкция и стереотипы
Стереотипов, которые чаще всего приходится слышать, – два. Первый из них звучит примерно так: «Реконструкция – повод собраться всей толпой на фестивале и дружно напиться». Андрей и Юлия смеются над подобными высказываниями. И приводят некоторые, опровергающие данный штамп, цифры.
– Базовый комплекс обмундирования периода 9-11 веков, в котором можно воевать, в специализированных магазинах стоит от 20 до 40 тысяч рублей. Конечно, можно затратить меньше денег и сделать антураж своими руками, но все равно придется потратиться на материалы. Женский костюм обходится дешевле, потому что девушкам не нужны доспехи и оружие.
Так что, прежде чем поехать в лес просто выпить с друзьями у костра, задумайтесь, готов ли человек потратить такую кругленькую сумму. Нет? Тогда переходим к следующему стереотипу.
Второй стереотип касается возраста. Реконструкция – субкультура, и, по мнению многих, имеет свойство со временем «проходить», как простуда.
– Реконструкцией начинают заниматься с 16 лет, – рассказывает Юлия. – Правда, в 16 нужно получить на это разрешение родителей. Уже с 18 лет разрешается участвовать в турнирах и бугуртах. Некоторые действительно через пару лет бросают хобби, а кто-то – остается в нем надолго. На «Русборг» приезжают люди, которым под 50 лет, и они себя комфортно чувствуют в этой среде. Многие привозят с собой детей. Кстати, для детей подобные выезды очень полезны. Я заметила, что дети сложно находят друг с другом общий язык, потому что Интернет заменил им все. На фестивалях они учатся общаться, развиваются, находят друзей. Наши дети тоже будут ездить на фестивали, чтобы вырасти развитыми людьми.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть