О мюзикле "Рукопись Мастера" в Тамбове говорили, говорят и, наверное, ещё долго будут говорить. И не только потому, что он, по сути, стал новым брендом Тамбовской области. Важнее другое - этот уникальный проект направлен на популяризацию культурного наследия русской классики и духовно-нравственное воспитание молодёжи.
Всё началось с мечты
Вот почему в канун Татьяниного дня - старого праздника студенчества мы решили встретиться с личностями для проекта (если не сказать больше) знаковыми - сценаристом Татьяной МАЛИКОВОЙ и продюсером Кариной ЛОМАКИНОЙ.
- Хотелось бы начать наш разговор с предыстории "Рукописи...". Как, собственно, всё начиналось?
- Сотрудничество, можно сказать, началось примерно десять лет назад, - вступает в разговор Татьяна Маликова, - когда мы познакомились с тамбовским композитором Андреем Прониным. В общем, повод для знакомства был самый что ни на есть прагматический: первоначально всё затевалось для того, чтобы вместе попробовать записать что-то, поскольку я писала стихи, а Андрей сочинял музыку. В процессе общения как-то выяснилось, что нас объединяет общая мечта: мы оба хотели написать мюзикл по роману Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита".
Но неизвестным тамбовским авторам сразу же ставить в Москве, на большой сценической площадке, мюзикл - это, по меньшей мере, утопично. Теперь я это очень хорошо понимаю.
Я верю и в то, что ничего случайного в нашей жизни не бывает, что всё идёт закономерным порядком: нам с Андреем нужны были эти семь лет непростого пути к премьере "Рукописи Мастера". И вот тут как раз очень вовремя появился человек, который смог заняться продвижением мюзикла: продюсер Карина Ломакина. Благодаря ей мюзикл, собственно, и дошёл до своей премьеры.
Мы органично дополняем друг друга...
- А как пересеклись пути Карины и ваши с Андреем?
- Карина пришла к Андрею заниматься вокалом, и совершенно случайно он дал ей послушать диск, который мы записали в Москве в профессиональной студии - диск с ариями к мюзиклу "Мастер и Маргарита". Ей понравились песни, и именно Карине принадлежит идея второй жизни нашего проекта, его второе дыхание. Потому что мы с Андреем и выдохлись, наверное, немного, и очень сильно углубились в своё собственное творческое развитие. А Карина смогла возродить этот проект, довести его до логического завершения - до премьеры.
- Можно, я тоже отвечу на этот вопрос? - продолжает тему Карина Ломакина. - Формирование и становление команды проходило, действительно, в течение многих лет, и у истоков всегда стояли Татьяна и Андрей. А вторая жизнь мюзикла "Рукопись Мастера"? Вероятно, это действительно можно назвать и так. В этот момент с нами был ещё один человек - Владимир Кущ, который стал генеральным директором проекта. Вообще стоит сказать о том, что каждый член команды связан с другими неразрывными узами. Мы органично дополняли друг друга. Нельзя назвать иначе как членом команды и Олега Роя. Это человек, который, несмотря на свою занятость, на свою очень высокую востребованность, не обделяет нас вниманием. И эта помощь - она не на словах, а на деле.
Селигер оказался для нас счастливым шансом
- Карина, не сочтите это за дерзость, но вообще-то: где Тамбов и где Москва? Как, собственно, пересеклись пути ваш и Олега Роя?
- Действительно, где Тамбов и где Москва, где Владимир Путин, Олег Рой и где Карина Ломакина, Татьяна Маликова, Андрей Пронин? На самом деле есть - и это, безусловно, хорошо - Селигер. И кто туда едет с умом и с целью, добивается результатов. Мы поехали туда с целью. Точнее, я - с целью, Татьяна с Андреем - с мечтой. А это очень сильные двигатели и мотиваторы.
Я занималась у Андрея, создавала свои концертные номера, занималась активистским движением, и у меня был концертный номер - песня о России. Исполняла я его в платье расцветки триколора - история всем давно известная. В этом платье я и встречала Владимира Путина на Селигере, презентовала ему проект "Рукописи Мастера". Фактически на следующий день там же, на Селигере, мы познакомились с Олегом Роем. Скажу, что Владимира Путина сопровождали многие высокопоставленные персоны, довольно-таки именитые и знаменитые. Они тоже что-то обещали, восхищались: "Да, это же классный проект! Скажите, какие талантливые ребята! Как же, как же, обязательно надо будет помочь! "
Но в итоге остался один Олег, человек, который всё, что нам пообещал - выполнил. Именно тогда мы поняли, что он - человек слова. И мы, естественно, приложили максимум усилий, чтобы оправдать оказанное нам доверие, не подвести тех, кто в нас поверил.
- И в чём это выразилось?
- Наверное, фактом того, что мы оправдали доверие, можно считать второй совместный проект - мюзикл "Цирк судьбы". Когда 12 декабря 2010 года прошёл последний показ "Рукописи Мастера", мы собрались все вместе. Было безумно грустно оттого, что это - конец истории постановки первого нашего мюзикла. Мы понимали, что, скорее всего, продолжения не будет. И в тот момент Олег предложил: "А давайте-ка вместе сделаем ещё один мюзикл?" Знаете, уровень эмоций постановщиков, актёров, всей команды проекта в этот момент настолько зашкаливал, что, наверное, мы - в буквальном смысле - искрились от счастья.
- Татьяна, скажите: почему вы обе взялись именно за мюзиклы? В Тамбове ведь нет музыкального театра, который априори служит той актёрской "базой", откуда приглашают в мюзиклы ведущих исполнителей. Мюзикл предполагает и массу других условий. У нас же в городе против каждого из этих пунктов, простите, можно смело ставить жирный минус...
- Согласна: минусы, наверное, были везде, кроме вокальной базы. Потому что была авторская школа вокала Андрея Пронина. У него были ученики - лауреаты исполнительских конкурсов, включая международные. Сам же мюзикл "Рукопись Мастера" предварил поставленный в учебном театре Державинского университета мюзикл "Я всегда буду с тобой", который писался как учебный материал для того, чтобы студенты актёрского факультета вуза могли показать свои вокальные способности.
Всё же остальное, действительно, было жирными минусами. И самый жирный из них - бюджет мюзикла. И здесь хочется сказать огромное "спасибо" спонсорам проекта, потому что, наверное, впервые был создан прецедент в истории тамбовского театра: более 60 компаний поддержали проект молодых авторов. Без них мюзикл в Тамбове не состоялся бы.
Жить или не жить?
- Карина, у вас как у продюсера, насколько я понимаю, было достаточно сложностей с реализацией проекта? Вы довели его до завершения - "Рукопись мастера" предстала перед зрителями. Но дальше-то произведение, в которое так много вложено и сил, и средств, должно жить! И насколько сегодня очевидны перспективы этой жизни для мюзикла?
- Да, с жизнью "Рукописи..." действительно возникли сложности. И все они - из-за авторского права. Есть правообладатель на роман "Мастер и Маргарита", Сергей Шиловский. Это наследник Булгакова. И для того чтобы пустить проект в гастрольный тур, продолжать работу над постановкой, необходимо внести определённую сумму и получить разрешение на деятельность в рамках проекта. Я вам скажу, что мы не складывали ручки, мы после этих пяти постановок провели огромную работу: вплоть до того, что мы дошли до Администрации Президента. Но, знаете, бывают такие моменты, когда просто понимаешь: если на этом этапе перед тобой дверь закрывается, может, не стоит долбиться в неё лбом, расшибать его, самому себе подрезать крылья?
И вот в этот момент Олег не позволил нашим крыльям опуститься. Он их подарил нам вновь. С новым мюзиклом. Поэтому сейчас все усилия мы решили бросить на создание нового мюзикла - создание "Цирка судьбы" по новелле Олега Роя. Готовим двойную премьеру - книга Олега и спектакль выйдут одновременно. Как мы надеемся, это станет подарком для тамбовчан к следующему Рождеству.
Смотрите также:
- «Шнур – зеркало нашего общества». Дмитрий Маликов о современной музыке →
- Светлана Немонтова: «Будьте НАИВными!» →
- Марина Кудимова: "О времени и о себе" →