"Полосатики" бывают разные

   
   

Про арбузы рассказывают страшные вещи. И пестицидами их "травят", и "ядовитые" уколы для ускорения созревания делают, и дизентерию через них подхватить легко. Людская молва, хоть и преувеличивает, в главном права: к покупке арбуза нужно относиться серьезно. Корреспондент "АиФ. Белгород" решил проанализировать правила продажи арбузов в Москве - и соотнести их с белгородскими реалиями.

У них так. А у нас?

В Москве столичный департамент потребительского рынка опубликовал нормы, согласно которым арбузы можно продавать только с 1 августа, причем не с земли, а со специального настила. Продавец при этом должен быть обряжен в спецодежду. В Москве строго-настрого запрещено надрезать арбузы для демонстрации их спелости. В конце концов, существуют народные средства определения качества: высохший хвостик, характерное резонирование при постукивании, темно-оранжевый цвет пятнышка на боку плода, которым он лежал на земле, контрастный и яркий цвет корки.

Специальной одежды многие белгородские продавцы бахчевых культур отродясь не носили. Настилы в большинстве точек продажи имеются - не столько по причине заботы о потребителе, сколько из-за того, что на земле сладкие многокилограммовые ягоды быстрее портятся. Ну, а торговать арбузами в Белгороде традиционно начали еще с первых чисел июля. Спросите любого продавца - откуда? Все как один отвечают: "Из Астрахани!" Между тем астраханским арбузам положено вызревать лишь к августу.

К чести белгородских торговцев, предложение корреспондента "АиФ. Белгород" надрезать "полосатик" ("Если сладкий, я сразу куплю!") они отвергали: "Негигиенично! Мы даже ножей при себе не имеем!" Но вот на одном из рынков дородная матрона с радостью угощала всех желающих кусочками арбуза, приговаривая с кавказским акцентом: "Очэнь слядкий!" А всего месяц назад, когда арбузы стоили раза в два дороже, кое-кто даже продавал их по половинкам - некоторым лакомкам целый "мячик" был не по карману. Оттенок у таких арбузов отчего-то был ядовито-фиолетовым.

Лакмус для "полосатика"

Просьбу продемонстрировать санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии нормам условий реализации арбузов и документы, подтверждающие качество продукции, торговка из спального района Белгорода отвергла с негодованием:

- Еще чего! У тебя самого документы есть, чтоб мне такие вопросы задавать?

Пришлось показать редакционное удостоверение. Но оно не произвело никакого впечатления:

- Тут должно быть написано не "редакция", а "санэпидемстанция"! Я только им документы показываю!

Маленькое уточнение: санэпидемстанцию не так давно упразднили, и теперь контролем арбузов занимается структура, именуемая "Территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Белгородской области". Но торговка об этом не знала, да и знать не хотела. Под впечатлением, произведенным журналистской "корочкой", она перешла на "вы" - и только:

- Вы зря сомневаетесь - арбузы хорошие! У меня учительница химии знакомая есть - так она лакмусовую бумажку в арбуз совала - говорит, нету никаких нитратов...

Вернувшись в редакцию, заглянул в энциклопедию: лакмусовая бумажка меняет цвет под действием кислот и щелочей, но никак не нитратов. Роспотребнадзор, кстати говоря, утверждает, что ознакомиться с документами на продукцию вправе любой покупатель.

Покупай белгородское! То есть корейское!

Впрочем, даже потерпев до августа, покупатель не может на сто процентов быть уверенным в качестве привозимых арбузов. Четыре года назад по решению суда некий товарищ по фамилии Ахмедов лишился почти полутонны арбузов, на которые отсутствовали нужные документы. Мало того, нарушителю "впаяли" еще и двухтысячный штраф. Наказали рублем.

Но и штраф нередко не является гарантией того, что арбузы действительно окажутся астраханскими. Думается, вариантом решения проблемы могут стать "полосатики" местного производства. Еще полвека назад на позабытом ныне хуторе Замостье Корочанского района колхозники успешно выращивали крупные ягоды со сладкой мякотью. А вот цитата из краеведческого исследования о быте в позапрошлом, девятнадцатом веке:

"Значительное количество садов в уезде Старый Оскол обеспечивало население фруктами... Широкое распространение получили и бахчевые культуры - ароматные дыни и местные сорта арбузов пользовались большим спросом. Моченые и соленые арбузы на столе жителей в уезде Старый Оскол были не редкостью в течение всего года..."

Нынешние огородники, правда, сетуют: то ли тепла нынче мало, то ли сорт выродился, но хваленый арбуз Огонек в наших условиях вызреть не успевает. Впрочем, в Короче арбузы местного происхождения в середине августа появляются. Чуть поменьше "астраханских", но не менее сладкие и вкусные. Выращивают их на участках некоторых местных фермеров гастарбайтеры из Кореи. Для ускорения вызревания они ранней весной сеют голландские гибриды под пленку и лишь через месяц высаживают рассаду в открытый грунт.

Ну, а самые сладкие арбузы местные жители получают в начале осени в обмен на картошку. Начиная с брежневских времен, бахчеводы Ставрополья и Кубани приезжают на Белгородчину для натурального обмена - килограмм на килограмм. И хотя крахмалистая картошка стоит куда дороже водянистых арбузов, селяне без возражений производят обмен - порой даже мешками.

Смотрите также: