Полвека из жизни города и человека

   
   

Почтовая связь развивалась на протяжении долгих лет. От лошадок, развозящих письма по деревенскому бездорожью, до современных машин, поездов и самолетов, на которых "едут" те же письма, открытки, посылки. Сегодня мы беседуем о развитии почты в нашем крае с Мелицей Алексеевной ВЬЮН. Можно с полным правом сказать, что становление почтовой связи в Белгородской области прошло на ее глазах.

Агент Мелица

Мелица Алексеевна родилась в городе Чапаевск Самарской области (это промышленный центр, кстати, до сих пор не переименованный). Ее мама работала главным кассиром районного узла связи этого города. Мелица решила пойти по стопам матери - в почтовую отрасль. И сразу после школы, в 18 лет, поступила учиться в Куйбышевский техникум почтовой связи. Успела поработать "агентом почтовой связи" - так, со "шпионским оттенком", называлась должность почтового оператора.

По окончании техникума она получила распределение в "новорожденную" Белгородскую область. (Напомним, что Белгородская область была образована 6 января 1954 года путем "выделения" из Курской и Воронежской областей.)

Мелица и еще пять ее товарищей по распределению приехали на Белгородчину 5 августа 1954 года, аккурат в годовщину освобождения города от немецко-фашистских захватчиков. Нынешний красавец-Белгород тогда произвел на приезжих тягостное впечатление. Повсюду были видны следы войны и разрушений: обожженные стены домов, аллеи могил. В центре города, на площади Революции (ныне - Соборной), там, где сейчас стоит памятник Ленину, была навалена куча песка (знакомый нам памятник появился тут только в 1957-м). Картина разрушенного войной города была особенно страшна с непривычки: родной город Мелицы не бомбили.

Молодой специалист приступила к работе в Белгородской конторе связи: была контролером переводного участка, потом - начальником участка доставки... Разные почтовые отделы были разбросаны по нескольким одноэтажным зданиям. Представьте: отдел кадров - в одном доме, бухгалтерия - где-то через пару кварталов. И при этом никаких тебе компьютеров, локальной сети и интернета. В 1955 году разрозненные почтовые службы съехались в одно здание по ул. Ленина, 42. Ютились в тесноте. Позднее был построен Дом связи (нынешнее здание Белгородского почтамта по адресу Соборная площадь, 3). Пристройку к нему, кстати, возводили на комсомольских субботниках, с привлечением почтовых работников.

От гужевого к автотранспорту

Как рассказала Мелица Алексеевна, в 1954 году почту по области доставляли, в основном, на гужевом транспорте. Были созданы конно-почтовые станции. "Мы занимались строгим учетом лошадей, составляли ежегодные отчеты: сколько коней и почему выбраковано, сколько молодняка народилось. Распределяли корма: зернофураж и траву, сено", - вспоминает Мелица Алексеевна.

Причем этот гужевой транспорт в немалой степени был наемным - его выделяли колхозы и совхозы. А теперь угадайте: куда правление колхоза скорее предпочтет определить лошадь и телегу во время страды - развозить почтовые весточки по деревне или на поле, где не хватает рабочих рук? Ответ очевиден. Но в 1954 году вышел 805-й приказ Минсвязи СССР, согласно которому наемный гужевой транспорт был заменен ведомственным. С тех пор доставка почты по селам более не зависела от обстановки дел на полях. "Этот приказ оказал большое влияние на развитие почтовой связи страны", - пояснила Мелица Алексеевна.

И только в начале 60-х был открыт первый почтовый автомаршрут - Белгород - Старый Оскол (с заездом в Губкин). Центральные газеты доставлялись в область на трех машинах из Харькова (там они и печатались). Чуть позже появился "свой" прицепной железнодорожный вагон Белгород - Москва в составе поезда Москва - Симферополь.

В 70-е в Белгороде шло бурное строительство: разрастался весь город, а почтовые работники обзавелись базой отдыха, пионерским лагерем, детским садом, общежитием. Опять же во время субботников почтовики лично принимали участие в их строительстве. Открывались новые отделения связи и почтовые маршруты.

"В среднем в сутки поступало 3,5-4 тысячи посылок. Под праздники их число доходило до 13 тысяч, и каждую нужно было обработать. А еще были помощь подшефным колхозам, субботники, спартакиады, соревнования, художественная самодеятельность... Не знаю, когда мы все успевали", - говорит Мелица Алексеевна.

О личных заслугах Мелица Алексеевна говорить отказывается. Все взятые рубежи называет исключительно "результатом труда слаженного, грамотного и добросовестного коллектива". Между тем Мелица Алексеевна Вьюн - ветеран труда, носит звание "Мастер связи" (это правительственная награда для работников отрасли связи) и вряд ли может сосчитать все свои грамоты и дипломы.

Мелица Алексеевна вышла на пенсию старшим инженером почтовой связи... аж в 1987 году. С тех пор и по сей день работает на Белгородском почтамте - оператором контрольно-справочной группы. Это работа по утратам и хищениям почтовых отправлений - пожалуй, один из самых сложных и уж точно самых конфликтных участков почтовой деятельности. Ведь нужно провести расследование, опросить людей, передать грамотно подготовленный материал в следственные органы.

Ее доскональное знание своего дела приходится очень кстати нынешним молодым коллегам. Они всегда могут рассчитывать на дельный совет Мелицы Вьюн - человека с более чем полувековым опытом работы в почтовой сфере.

Смотрите также: