Баталист тонкой души

   
   

"Живопись была и остается отражением образа эпохи", - говорит народный художник России Николай СОЛОМИН. На выставке, открывшейся в Белгородском государственном художественном музее, представлены его работы разных жанров, созданные за несколько десятилетий.

Пресс-конференция, предварившая открытие выставки, была не совсем обычной. Получился интересный, захватывающий диалог, в котором смогли поучаствовать не только корреспонденты местных СМИ, но и простые посетители музея.

"Я писал вслед за отцом"

С Белгородчиной у Соломина давняя связь. В музее есть работы Николая Николаевича, подаренные в прошлые годы. И не только его, но и его отца - Константина Соломина. Соломин-старший - ученик Николая Петровича Крымова. Тот, в свою очередь, учился у Серова - ученика Репина. Эту, на первый взгляд, сложную связь поколений Николай Николаевич объясняет просто: "Все они - моя семья, мои корни". Во многом эта родственность предопределила будущее художника. "Первые живописные опыты начались в детстве: очень часто, когда отец писал, я был с ним рядом и повторял за ним. Однажды отцу заказали портрет маршала Жукова. Я сидел рядом и тоже рисовал. Но больше всего меня привлекло тогда в Жукове обилие орденов. Из-за желания вместить их все на рисунке грудь с орденами маршала получилась широкой, а для головы почти не осталось места".

После Суриковского института и аспирантуры талантливого и многообещающего художника пригласили в студию военных художников имени Грекова, там он проработал с 1969-го по 1989 год. Некоторые из работ, созданные в тот период, принесли автору настоящую славу, признание коллег и почитателей живописи.

Армия в жизни Соломина это не только работа в академии и ведущее направление в живописи. Он и сам служил. Несмотря на многие проблемы, существующие в ней сейчас, он считает ее важной школой. Но учить должна не только армия. В воспитании поколений без живописи не обойтись, говорит он. В эпоху, когда умы находятся под влиянием массовой культуры, это особенно важно.

"Жалко, что нет репродукций"

Печалит Николая Николаевича исчезновение традиции печатать в журналах, в частности в "Огоньке", репродукций картин. "А раньше их можно было увидеть на стенах домов в самых отдаленных деревнях. И они, безусловно, влияли на сознание людей". Как-то Николай Николаевич познакомился с летчиком. Он рассказал, что, когда был маленьким, вырезал из журнала и повесил на стену репродукцию картины Соломина "Летчики". Она отчасти помогла ему определиться в выборе профессии.

Но чтобы живопись сыграла в полной мере свою воспитательную роль, художник должен быть чуток, внимателен, осторожен в выборе сюжета. Много лет было модно, в том числе и в живописи, обнародовать не самые лучшие страницы истории страны. "Но можно ли воспитать на плохих примерах?" - задается вопросом Соломин. И сам же отвечает - нельзя, не полезно. Изображенные на холсте неоднозначные события и исторические личности должны не обличать эпоху, а дать возможность самому зрителю выбрать точку зрения. Представленная на выставке картина "Весна 19 года" с Лениным в качестве главного героя, написана в 1969 году. Она может показаться неактуальной с точки зрения сюжета. Но ведь это тоже "плохая" или "хорошая", но наша история, которая учит и заставляет задумываться.

Тех, кто знает Соломина как художника-баталиста, может удивить разнообразие жанров на выставке. Николай Николаевич с одинаковой страстью пишет русскую природу, жизнь деревни, портреты и натюрморты. Всю свою творческую жизнь он считает себя социальным художником. В последнее время эта социальность обрела новую сторону. Его занимает проблема сохранения семьи - вот откуда на полотнах портреты детей, например, шестилетнего внука писателя.

Выставка в Художественном музее продлится до 28 сентября.

Смотрите также: