"Загубишь песню - убьёшь душу"

   
   

В Белгороде прошёл хоровой фестиваль имени С. Дегтярёва и Г. Ломакина, посвящённый в этом году столетию со дня канонизации святителя Иоасафа. Его завершил старейший хор России - Государственная академическая певческая капелла Санкт-Петербурга. Выступление стало настоящей феерией.

Духовное родство

Удивительно, но факт: хоровой концерт, на который практически не было лишних билетов, а среди публики - много молодых лиц. Восторг и долгие овации в финале. Высочайший уровень исполнительского мастерства и общение с аудиторией. Имя этому удивительному коллективу - Государственная академическая певческая капелла Санкт-Петербурга, старейший музыкальный коллектив страны, ведущий свою родо-словную с 1479 года, когда по указу Великого князя Ивана III в Москве был учреждён хор государевых певчих дьяков, ставший колыбелью русского хорового искусства.

Участие капеллы из Санкт-Петербурга в фестивале - это не просто подарок белгородским слушателям, но и естественное продолжение духовных и культурных связей Белгорода и северной столицы. Именно в Санкт-Петербурге жили и творили уроженцы слободы Борисовка Степан Дегтярёв и Гавриил Ломакин, который был, кстати, и руководителем придворной капеллы. Именно в Санкт-Петербурге в 1991 году в Казанском соборе были вновь обретены святые мощи великого духовного просветителя, небесного покровителя Белгородчины, святителя Иоасафа, 100-летие со дня канонизации которого отмечается в 2011 году. Не раз солисты Белгородской филармонии принимали участие в фестивалях, которые проходили в Санкт-Петербурге.

- Мы впервые в Белгороде, но наслышаны о вашем городе, о прекрасной новой филармонии, о поддержке властями города и области высокого искусства, - говорит Владислав ЧЕРНУШЕНКО, бессменный руководитель хора с 1974 года, выдающийся хормейстер, дирижёр и музыкальный педагог, лауреат международных конкурсов и государственных премий, заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист СССР. - Подобные фестивали, пожалуй, уже не редкость в России. Но ведь важен не просто фестиваль, а с чем он связан, с какими именами и с какими событиями. Ломакин и Дегтярёв -это два композитора, чьи имена не так блистают на афишах, но их музыка ничуть не уступает самым высоким западно-европейским образцам. Мы пока, к стыду нашему и моему стыду, не смогли уделить творчеству Гавриила Ломакина то внимание, которое он заслуживает, ведь это был один из самых выдающихся руководителей придворной певческой капеллы.

Стране - петь,

а не пить!

Значимость именно таких фестивалей в том, что хранится память не только о людях, об именах как таковых, а о созидательной роли этих людей. Если народ будет об этом не знать и забывать, то это влечёт за собой такую иногда вялую, иногда очень активную деградацию, против которой сегодня необходимо собирать новые соборные российские силы. Этот фестиваль - один из редутов такой своеобразной бородинской духовной битвы за наше национальное наследие. На концерте в зале было много молодых и совсем юных лиц. Это - замечательный признак возрождения наших традиций.

По словам Владислава Чернушенко, "певческая традиция России никогда не была для нашего народа каким-то специальным, отдельным музыкальным профессиональным делом. Пела страна, пел весь народ. Он снова будет петь за столом, а не пить. Эта традиция восстановится, вернётся неизбежно, ведь это - духовный стержень нашего народа.

- Жаль, что забыта вторая часть фразы, сказанной Александром Островским - "Песня - душа народа". Она говорит: "Загубишь песню - убьёшь душу", - напоминает руководитель капеллы. - Именно этим пытаются сегодня заниматься многие наши "доброжелатели". Но Россия стояла и будет стоять. Не раз, и не два поднимался наш народ из пепла, и всё в нашей жизни, придёт время, будет правильно и в порядке.

Каждый - яркий солист и личность

В белгородской программе гости из Петербурга представили русскую духовную музыку (произведения Гречанинова, Кюи, Чеснокова, Рахманинова, Архангельского, Свиридова) и русские народные песни и романсы. Концерт показал одну из особенностей капеллы - каждый может здесь выступать не только в слаженном хоровом ансамбле, а быть ярким, неповторимым солистом. Редкие по красоте и силе голоса продемонстрировали басы Олег Радченко, засл. арт. России Петр Мигунов, бас-профундо Владимир Миллер, тенора Андрей Молодчинин, Сергей Бердышев, Олег Трофимов, Александр Детинкин, Егор Семенков, меццо-сопрано засл. арт. России Дарья Лейбова, нар. арт. России Жанна Полевцова, сопрано засл. арт. России Галина Гордеева, другие артисты.

- Наши певцы - победители многих конкурсов, обладатели международных премий, выступают на самых известных оперных сценах. Они не только яркие исполнители, с хорошими артистическими данными, но и необыкновенные личности, - отметил Владислав Чернушенко. - Мы много гастролируем за рубежом, там нас всегда хорошо принимают, но мы тоскуем по лицам наших соотечественников. Сегодня для нас, к сожалению, проще выехать в Париж, Барселону, чем в Ленинградскую область, не о говоря уже о других регионах страны. Западный слушатель тоже плачет, воспринимает нас не только ушами. Но только здесь, на родине, мы достигаем чувственных струн слушателей, перестаём быть залом и сценой, становимся единой общиной - происходит такой вот сдвиг душевного состояния. Это ощущение бывает в России.

Из Белгорода капелла отправилась в Воронеж, но на прощание хористы пообещали вернуться при первом же удобном случае, чтобы на родине Степана Дегтярёва исполнить его одно из самых выдающихся произведений русской ораториальной музыки - ораторию "Минин и Пожарский".

Смотрите также: