Женщина на войне

   
   

Вышедший на экраны фильм "Август восьмого" вновь напомнил стране о событиях недавнего грузино-осетинского конфликта. Наша землячка, сотрудник пограничного управления ФСБ РФ по Белгородской и Воронежской областям Елена ШЕВЧЕНКО провела те дни - с 9 августа по 2 сентября 2008 года - в самом пекле, в полевом госпитале медицинского батальона. Как медик и специалист по переливанию крови, она спасла жизни сотням военнослужащих и мирных жителей.

Восемь лет в "горячих точках"

Диск, на котором у Елены записаны все снимки того года, словно по иронии называется "Летний отпуск". А на нём - совсем не отпускные кадры: разрушенные дома, окровавленные люди, БТРы на фоне красивейших гор Южной Осетии, военные с автоматами. И женщины в камуфляже. Однополчанки - с ними вместе боролись за жизни людей.

- Медицину - обожаю! - признаётся она, хотя и говорит, что в мирное время выбор сделала в пользу службы. Зато закончила психологический факультет, буквально на днях стала дипломированным психологом. Когда начинала учиться в Белгородском медицинском колледже - и думать не думала, что так тесно переплетутся в жизни медицина и война.

- Мой однокурсник попал служить на Северный Кавказ, и я в 2001 году сама пошла в военкомат, попросилась в "горячую точку", - рассказывает Елена. - Мне было 23 года. И через месяц я уже была в Чечне, где только что завершилась вторая чеченская война.

Службу начинала в Ханкале, потом в 2003 году перевели в Шали. Расформировали 106-й медицинский батальон только в 2009 году, когда российские войска уже выполнили свою миротворческую миссию, и местное население смогло само нести службу и поддерживать порядок.

"Было реально страшно"

В Южную Осетию в августе 2008-го отправляли только добровольцев. У кого были дети, или кто боялся за свою жизнь - тех не брали. У Елены уже рос сын, но она, как и другие, не вышла из строя.

- Знаете, там оказалось на самом деле страшно, - говорит она. - Если в Чечне мы видели только последствия войны, то здесь по-настоящему стреляли, мы с автоматами не расставались ни днём, ни ночью. Мы сначала стояли в центре Цхинвала, нас прикрывали южноосетинские воинские группы "Запад" и "Восток", потом батальон двигался за нашими частями по мере продвижения войск.

Передвижной медбатальон, госпиталь в 27 палатках, полевые условия, постоянно подносят новых и новых раненых, операции длятся по многу часов без перерыва... Спецы сцепляли медсёстрам в автоматах "рожок к рожку", чтобы можно было быстрей заменять. Бывало, и двое суток на одном месте не стояли& - только расставят палатки, всё приготовят, простерилизуют - а тут приказ двигаться дальше. По мере вытеснения грузинских захватчиков, за две недели дошли до селения Гори в Грузии.

- Мы издалека услышали сильную перестрелку, думали, опять бой, - а это наши победили, - рассказывает Елена.

"Россия - молодец! Техника была на высоте"

- Вообще, наша страна - молодец! Знаете, как на парадах нашу технику демонстрируют, так вот она вся и была задействована - скорее всего, Грузия даже не ожидала такой мощи, - говорит Елена Шевченко. - Мирное население нас со слезами встречало, бросали нам цветы, приносили продукты - водитель наш даже раз выскочил на ходу, когда кинули из толпы пачку сигарет - а он думал, бомба, - вспоминает Елена. - Когда проезжали Беслан, который сам пережил трагедию нападения террористов, а это было в три часа ночи - так встречать нас вышел весь город, держали детей на руках, старики плакали.

Когда привозили раненых, кровь для них сдавали прежде всего медработники, в том числе и Елена. Привозили мирных жителей, даже с "той стороны".

- Помню, привезли одного грузина в инвалидном кресле, он по-грузински не мог говорить - боялся, а других языков не знал, - вспоминает она. - Его все бросили. А мы ему оказали помощь.

Спасать гражданских Елене приходилось и в Чечне, в том числе и журналистов. Она вспоминает, как в 2004 году их вызвали в чеченское село Борзой, где находился раненый московский журналист - медики перелили ему 13 доз крови, 12 часов длилась операция. Ранение было очень тяжёлым, но жизнь ему спасли - и прилетевшая утром "вертушка" увезла раненого.

На Белгородчине Елена Шевченко служит уже почти два года: сначала на Валуйском пограничном посту, а четыре месяца назад перевели служить на МАПП "Нехотеевка". По словам зам. начальника МАПП Игоря Богданова, здесь она уже зарекомендовала себя как добросовестный сотрудник и отличный товарищ.

Сыну Даниилу десять лет, он порой сетует: "Мам, я тебя раньше не видел, и теперь не вижу".

- Но у нас бабушка - педагог, объясняет ему, что у мамы такая профессия - Родину защищать, - улыбается Елена.

Елена Шевченко награждена государственными наградами: медалями "За службу на Северном Кавказе" и "Участник боевых действий". После августа 2008-го Президент России Дмитрий Медведев удостоил её благодарности за участие в грузино-осетинском вооружённом конфликте. "Хотя вот говорят "вооружённый конфликт", но конфликт - это когда соседи поругались, а потом помирились. А тут была война", - говорит она. И желает всем женщинам накануне праздника 8 Марта мирного неба, терпения, веры и любви.

Смотрите также: