Комиссары катания. Как автоюристы зарабатывают на водителях?

Григорий Белозеров / АиФ

Где деньги?

Липчанин Владимир Никитин попал в ДТП  в июне 2017 года возле своего дома. Соседка стала выезжать с парковки и задела бампером его машину.

   
   

«Поехали в ГАИ, там ко мне и подошли аварийные комиссары, предложили помощь», — рассказывает пострадавший.

Автоюристы убедили мужчину не обращаться в страховую компанию — мол, сами всё сделают и гораздо быстрее. Владимир оформил на них доверенность с правом ведения всех дел и получения выплат. Уже потом он понял, что это было его роковой ошибкой. Деньги от страховщика комиссары получили — 62 тысяч рублей, только вот Владимир их так и не увидел. В итоге ремонтировать машину ему пришлось за свой счёт.

Надолго запомнит встречу с аварийными комиссарами и москвич Руслан Литовченко. В мае 2016 года он был проездом в Липецке. Здесь и произошла авария. Виновным оказался другой водитель. Спустя пару минут после ДТП подлетели автоюристы.

«Я заключил с ними договор и уехал в Москву, — говорит Руслан. — Потом периодически звонил, чтобы узнать, как идут мои дела. Страховые выплаты — порядка 60 тысяч рублей — я так и не получил. Сначала они кормили меня завтраками, а потом просто перестали отвечать на звонки».

Таких историй в интернете больше десятка. Причём фигурируют в них одни и те же лица. Кому-то не заплатили 25 тысяч, кому-то 100. Пострадавшие пробовали обращаться в правоохранительные органы. Но уголовное дело против комиссаров не возбудили — не нашли в их действиях состава преступления. Сейчас автовладельцы готовят коллективную жалобу в следственный комитет и прокуратуру.

   
   

Бизнес на ДТП

Мнение эксперта
Адвокат Евгений Худяков: — Попадая в аварию, человек находится в шоковом состоянии, чем часто пользуются недобросовестные автоюристы. Некоторые тут же просят оформить на них доверенность с правом получения денежных средств. Это первый признак того, что перед вами могут оказаться мошенники. Ни в коем случае не идите у них на поводу. А вообще я советую автовладельцам иметь под рукой визитку грамотного специалиста, который подскажет, как правильно поступать в той или иной ситуации.

Ежедневно в Липецке происходят 50-60 мелких ДТП. Большинство из них можно оформить самостоятельно. Однако многие водители в такой ситуации теряются — начинают звонить в ГИБДД, родным. Но почему-то первыми на место приезжают именно комиссары.

«Автоюристы пользуются сводками ГИБДД, у некоторых есть личные связи в инспекции», — рассказывает бывший аварком Николай Глотов (фамилия изменена).

Конечно, не все комиссары преследуют цель — нажиться на чужой беде. Но есть такие автоюристы, которые стремятся максимально заработать на водителе и страховой компании. Причём не всегда честным способом.

По словам страховщиков, в большинстве случаев автоюристы скрывают от участников ДТП реальные суммы, которые они могут получить. К тому же водителям часто приходится платить за недобросовестных комиссаров налоги. Также велика вероятность, что виновнику аварии придётся возмещать ущерб страховой компании, который она выплатила потерпевшему. 

Но страдают от ушлых автоюристов не только автолюбители. Аваркомы — настоящий бич страховщиков.

«Они подают в суды, чтобы взыскать, например, тысячу руб. При этом каждый иск сопровождают требованием о возмещении представительских и других расходов. В итоги  конечная сумма вырастает в десятки раз, — говорит директор одной из страховых компаний Светлана Ивлева.  — Страховщики не выдерживают такую финансовую нагрузку и уходят с рынка. В Липецке ситуация просто катастрофическая. Город находится в «красной зоне» по убыточности ОСАГО. Такое положение дел может привести к росту стоимости полиса, а пострадают те же автовладельцы».

Смотрите также: