Константин Хлебников – директор небольшого предприятия в Борисовском районе, где трудится около 250 человек. Недавно заводу была оказана господдержка, но она не поможет избежать тех проблем, которые стоят перед производственными предприятиями в современной России. Сегодня он – гость нашей редакции.
Убытки от ВТО
Иван Логинов, АиФ-Белгород:– Недавно один из областных чиновников АПК сообщил, что мы нисколько не жалеем, что вступили в ВТО, что это даёт массу преимуществ, которые можно использовать для реализации продукции. Так ли это?
Константин Хлебников : – У меня несколько другая точка зрения. Экономический спад, который мы ощущаем с момента вступления в ВТО, очевиден. Мы пустили на свои отечественные рынки импортную продукцию, при этом так и не смогли занять якобы открывшиеся для нас чужие рынки. В результате произошло увеличение доли импортной продукции на отечественном рынке на 5,4%, и это факт, ну и, соответственно, мы наблюдаем сокращение доли отечественной продукции на нашем же рынке вкупе с замедлением темпов промышленного производства. Сложно бороться и занимать рынки сбыта, когда тебе постоянно поднимают цены на газ, электроэнергию, тут же растут цена на сырьё и материалы, необходимо увеличивать зарплаты, – всё это не добавляет конкурентных преимуществ. Мы вынуждены увеличивать цены и становиться менее конкурентоспособными. ВТО – это плюс тогда, когда есть те или иные конкурентные преимущества по продукции, а когда их достигнуть–то не с чем, то какие конкретно преимущества при вступлении имелись в виду чиновником? Мы на данный момент бьёмся за свои родные рынки, тут бы удержаться, устоять, не говоря уже о рынках стран ВТО.
– Учитывая экономическое положение Белгородской области, потерявшей от вступления в ВТО миллиарды рублей, выгодно ли вообще вкладывать рубли в российскую экономику?
– Вопрос неоднозначный, в какие–то отрасли и можно, и нужно вкладывать, а в некоторые направления – просто опасно. Если брать сырьевую направленность, да при условии только добычи и вывоза, очень даже можно вкладывать, что и делают как наши предприниматели и иностранные инвесторы, так и наше государство! А вот в такие отрасли, как машиностроение, приборостроение, роботостроение, автомобилестроение, лёгкая промышленность,
т. е. где есть глубокая переработка и, соответственно, высокая организация труда и сложная система взаимосвязей с поставщиками, подрядчиками и клиентами, к моему большому сожалению, вложение делать опасно, а зачастую заведомо неэффективно.
– Есть ли инвестор у вашего предприятия?
– Да, инвестор у нашего предприятия есть, это областной фонд, структура государственная. На заседании «малого» правительства области наш проект был одобрен, над ним мы сейчас усиленно работаем. Но это скорее исключение из правил, потому как на сегодняшний день это чуть ли не единственный случай в стране за последние 20 лет, когда в нашей отрасли практически с нуля запустили производство керамической посуды.
Проблема производства – себестоимость
– Грозит ли белгородскому бизнесу «кредитное рабство» у банков?
– По краткосрочным кредитам, думаю, нет, но в целом я считаю, что на сегодняшний день это уже состоявшийся факт, за редким исключением. Так устроена система хозяйствования, что без кредитов не обойтись. Кому–то они нужны на развитие, другим на «поддержание штанов». Но в любом случае это кабала, потому что та плата, которая взимается за пользование кредитными ресурсами, не является справедливой и хоть как–то обоснованной ни с точки зрения затрат, ни с точки зрения рыночных сравнений! Кредиты берут долгосрочные, на пять и более лет, плата – 12% годовых. У нас в каждом изделии 2 рубля его стоимости – это плата за пользование кредитным ресурсом. А средняя цена изделий на моём предприятии – 62 рубля.
– Из чего складывается себестоимость продукции? И два слова о «путинском послаблении» – заморозке тарифов естественных монополий на будущий год?
– Себестоимость моей продукции складывается из оплаты труда, стоимости энергоносителей – 15%, плюс налоги, сырьё, прочее. Заморозки тарифов естественных монополий пока не заметил. Например, на газ в этом году тарифы подняли уже два раза по 15%. Ожидаем очередное повышение за ноябрь, процент пока не озвучивали. Тарифы за электроэнергию подняли с июля этого года ещё на 10%. Хотя о заморозке тарифов разговоры ведутся уже не один год, но дальше дело не идёт. По электроэнергии и газу – всё какие–то придумки, схемки, наши искусственные монополии то группы меняют, то способы начисления, в общем, прибегают к всевозможным ухищрениям, чтобы увеличить конечную плату. Нет, никакой заморозки и не было, каждый год рост составляет 10–20%.
– Какие ещё проблемы у среднего бизнеса в Белгородской области?
– По моему мнению, самый острый вопрос в нашем регионе – это люди. Не хватает простых рабочих даже при условии весьма приличной оплаты труда. Чтобы набрать коллектив, приходится идти на существенное улучшение условий труда и заработной платы. Вы, конечно, скажете, что это же хорошо, что ж плохого, и я соглашусь с вами – конечно, хорошо! Вот только у конкурентов оплата труда значительно меньше, а рынок сбыта продукции общий. Ввиду этого при прочих равных условиях получается разная цена, то есть у нас дороже, а это не есть конкурентное преимущество. Я думаю, это одна из наиболее серьёзных проблем для бизнеса в нашей области.
Украина – большая проблема
– Процесс евроинтеграции Украины отложен, но не отменён. Какие экономические последствия, на ваш взгляд, это имеет для нашего региона?
– Для нашего региона всё так и останется. Жители Белгородчины, да и куряне с воронежцами по–прежнему будут вывозить деньги в Харьков, поддерживая экономическое состояние харьковчан. Ни для кого не секрет, что цены там на всё ниже в
1,5–2 раза, так что торговля и дальше будет производить закупку более дешёвых конфет, мясо–молочной продукции и других товаров, которые ещё пока производятся на Украине. Наши предприятия по–прежнему будут искать более дешёвых подрядчиков во всех сферах, т. е. мы тем самым делимся своим благосостоянием со своими братьями–славянами. И, как бы ни куражились любители европейских ценностей в своих призывах разорвать отношения с Москвой, для Украины это всё равно, что пилить ветку, на которой они имеют очень удобное расположение.
Смотрите также:
- Нас спасут санкции. Может ли экономический кризис пойти на пользу стране? →
- Промышленный ликбез. До экономического коллапса осталось… полгода? →
- Себе в убыток →