Подготовка обучающихся по программам аспирантуры в Белгородском государственном национальном исследовательском университете осуществляется уже более 27 лет и является одним из основных факторов устойчивого развития научного потенциала вуза.
О перспективах развития третьей ступени высшего образования мы беседуем с директором департамента подготовки и аттестации научно-педагогических кадров НИУ «БелГУ» Ириной Шумаковой.
Комплексный подход
– Ирина Алексеевна, как программы подготовки научных кадров реализуются в университете?
– Приказом Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2017 года № 1206 «О федеральных инновационных площадках» утверждён перечень федеральных инновационных площадок на 2018-2023 годы, в число которых вошёл и Белгородский государственный университет по тематике проекта «Формирование нового качества подготовки кадров высшей квалификации в условиях реализации стратегии развития университета как центра инновационного, технологического и социального развития региона».
Цель проекта – проектирование системы магистерско-аспирантской подготовки на основе системного анализа условий и факторов, оказывающих влияние на развитие магистратуры и аспирантуры в современных реалиях.
В рамках проекта, который будет реализован до конца 2020 года, мы занимаемся модернизацией магистратуры и аспирантуры по трём основным направлениям: образовательная, научно-исследовательская и международная деятельность.
В вузе сформирована научно-исследовательская среда для непрерывного обучения по траектории «магистратура – аспирантура – диссертационный совет». Во-первых, НИУ «БелГУ», имея статус национального исследовательского университета, обладает развитой системой аспирантуры по 25 направлениям подготовки и 60 образовательным программам, сформирована уникальная база для проведения научных исследований в различных областях. В 2017 году вуз вошёл в число российских университетов, получивших право самостоятельно присуждать учёные степени кандидата и доктора наук, а также создавать диссертационные советы и устанавливать их полномочия. Сейчас на базе университета функционируют 19 диссертационных советов.
Одно из приоритетных направлений развития университета сегодня – разработка механизмов, позволяющих аспирантам проводить междисциплинарные исследования и объединяться в коллаборации. Плодотворное сотрудничество «физиков» и «лириков» позволит расширить тематику научных исследований в рамках грантов, выполняемых в университете, и вывести молодых учёных на новый уровень продвижения научных технологий. На это направлена и реализация программ аспирантуры по самостоятельно устанавливаемым образовательным стандартам.
В силу того что аспирантура является третьим уровнем высшего образования, в университете создана электронная образовательная среда, позволяющая осваивать дисциплины, или модули, с применением дистанционных технологий. Здесь созданы все условия для успешного выполнения научно-исследовательской работы и защиты кандидатской диссертации в советах университета.
Соответственно, на ближайшие годы наш университет становится законодателем трендов в области заявленных возможностей. Они на сегодняшний день отражают самые перспективные образовательные, научно-исследовательские и международные тенденции как в России, так и за рубежом.
В рамках программы в этом году были реализованы два инновационных пилотных проекта: форсайт-сессии «Аспирантура будущего» и «Зимние школы будущих аспирантов».
Инновационные проекты
– Что собой представляли форсайт-сессии?
– Главная задача форсайт-сессии – проектирование аспирантуры будущего с её возможностями, проблемами и вызовами глазами обучающихся не только аспирантуры, но и других уровней образования. Команды обучающихся под руководством ведущих преподавателей и экспертов, работая по трем ключевым направлениям развития аспирантуры, провели «мозговой штурм» и предложили инновационные проектные идеи, которые помогут совершенствовать образовательный процесс, научно-исследовательскую и международную деятельность в аспирантуре.
Высокую оценку экспертов получили идеи: «Развитие международных аспирантских программ» юридического института; «Обеспечение магистрантов и аспирантов института фармации, химии и биологии научно-технической базой для проведения научно-исследовательской работы», предполагающее разработку системы учёта и доступа к оборудованию института фармации, химии; «Создание Коворкинг-центра научно-исследовательского программного оборудования» института экономики и управления, предполагающее предоставление научной коллаборационной площадки для аспирантов с целью проведения междисциплинарных исследований. В ближайшее время проектные идеи будут доработаны по содержанию и бюджету и предложены на рассмотрение членам ректората.
– В чём заключались задачи зимних школ будущих аспирантов?
– Этот проект нацелен на то, чтобы максимально подробно рассказать всем выпускникам специалитета и магистратуры – и своим, и внешним – о том, какие аспирантские программы у нас есть и какие возможности эти программы предоставляют. Цель проекта – повышение привлекательности и конкурентоспособности аспирантуры и привлечение потенциальных талантливых абитуриентов из числа представителей других регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья.
В рамках проекта были открыты девять школ: Школа права, Школа педагогических наук, Школа медицины, Школа межкультурной коммуникации и международных отношений, Школа наук о Земле, Школа экономики и управления, Школа общественных наук и массовых коммуникаций, Школа фармации, химии и биологии, Школа инженерных и цифровых технологий. В рамках проведения школ прошла выставка образовательных программ аспирантуры и были продемонстрированы научные лаборатории институтов. Участие в школах приняли 250 человек. Занятия проходили с утра до вечера, однако у ребят оставались возможность и время на неформальное общение. Насколько эффективными оказались зимние школы будущих аспирантов, покажет приёмная кампания текущего года.
Смотрите также:
- КИСО: образование, востребованное обществом →
- Будущее - за опорными вузами →
- Всё начинается с управления →