После объединения двух ведущих воронежских вузов - Воронежского государственного технического университета (ВГТУ) и Воронежского государственного архитектурно-строительного университета (ВГАСУ) - в один опорный университет, новое учебное заведение стало обладать удвоенным потенциалом. Корпуса университета протянулись от ВАСО в центр города и вплоть до девятого километра. Теперь в вузе по 138 образовательным программам обучается 20% от всего студенчества Воронежской области.
И вот недавно команда управленцев ВГТУ во главе с Сергеем Колодяжным, исполняющим обязанности ректора, успешно защитила проект развития опорного университета до 2020 года.
Что даёт новый статус?
Значимую роль опорных вузов в развитии регионов в начале ноября обсудили на двухдневном совещании в Тюменском индустриальном университете. Его проводила министр образования и науки РФ Ольга Васильева. В форуме участвовала и команда управленцев ВГТУ во главе с Сергеем Колодяжным.
Воронежский государственный технический университет получил статус опорного вуза, которым сегодня обладают 11 высших учебных заведений страны. Создание опорного университета на базе двух сильнейших инженерных вузов региона было поддержано губернатором Воронежской области Алексеем Гордеевым.
Так что же получат от статуса «опорный вуз» студенты? Прежде всего - новое качество образования, практико-ориентированное модульное обучение, синхронизированное с деятельностью предприятий промышленной и строительной отраслей.
Новые возможности и преимущества появятся по всем направлениям деятельности университета - от образования и науки до спорта. Также значительно выросли возможности выбора индивидуальных траекторий обучения, академической мобильности, расширился круг партнёров по программам «двойных» дипломов и сетевому взаимодействию.
Вуз как центр инноваций
Именно вузы сегодня становятся коммуникационными, инновационными площадками, где новые знания и идеи превращаются в высокотехнологичный продукт. Один из проектов, предложенных Министерством образования России, так и называется - «Вуз как центр пространства инноваций». Упор делается на ведущие вузы Российской Федерации. Вместе с представителями власти и индустриальными партнёрами можно добиться высоких результатов. В этом и состоит теория тройной спирали, когда союз университета, власти и бизнеса является основным элементом инновационной системы. Об этом говорилось на круглом столе «Инновационные проекты Воронежской области», который прошёл в стенах опорного вуза 24 ноября.
ВГТУ уже не первый год сотрудничает со многими ключевыми предприятиями региона. В их числе ВАСО, КБХА, мехзавод, Росавтодор, Роснано, «Турбонасос», ДСК, «Коттедж-индустрия», «Воронежсинтезкаучук» и др.
О двух крупных проектах, над которыми работал вуз по заказу РЖД, рассказал Владимир Корольков, заведующий кафедрой самолётостроения ВГТУ.
«Проект грузового специализированного вагона из алюминиевого сплава пригоден на всей сети железных дорог, - отметил он. - По своей конструкции он отличается от всех существующих в мире. По нашему мнению и проведённым расчётам, вагон имеет значительный экономический эффект за счёт низкого коэффициента тары, увеличенного срока службы и высокой скорости. Вторая разработка - это двухэтажный пассажирский вагон, который обладает преимуществами по весу и вместимости пассажиров. Также по заказу РЖД была разработка по решению прогиба платформы под контейнерные перевозки».
Однако на этом сотрудничество вуза и железнодорожников не заканчивается. Опорный университет представит свои разработки, касающиеся эксплуатации железных дорог при отрицательных температурах. Учёные ВГТУ работают с новыми композитными материалами, которые могут быть использованы для новой дорожной одежды, вагонов и скоростных поездов.
Важна практика
Кстати, сотрудничество с РЖД напрямую отражается и на воронежских студентах, которые могут не только в теории, но и на практике ознакомиться с работой железнодорожников. Это тоже один из ярких примеров реализации теории тройной спирали.
«Мы пришли к выводу, что невозможно вести образовательную, научную деятельность только в стенах университета, - прокомментировал Игорь Дроздов, проректор по науке и инновациям ВГТУ. - Для этого студентам необходимо выходить на производство. Именно поэтому сейчас большое внимание уделяется созданию научно-производственных центров.
О необходимости пересмотреть учебный процесс в высших учебных заведениях на пленарном заседании, которое проходило в рамках 43-й межрегиональной специализированной выставки «Строительство», также высказался и.о. ректора ВГТУ Сергей Колодяжный .
«Мы видим одно - в ближайшее время необходимо переместить учебный процесс на предприятия, - отметил Сергей Александрович. - На сегодняшний момент большинство высших учебных заведений не в состоянии купить уникальное оборудование, или же, если оно есть, то используется изредка в лабораторных работах. Поэтому руководство вузов заинтересовано в том, чтобы учебный процесс выходил за стены вузов, чтобы студенты проходили практику в профильных департаментах, на предприятиях. Тогда высшие учебные заведения будут выпускать более опытных специалистов, и выпускники будут иметь больше шансов для трудоустройства».
Возрождение направления
Счастливой новостью последних дней для студентов стало то, что в Воронежском опорном университете возродят инженерно-экономический факультет. В течение 40 лет факультет успешно функционировал в политехническом институте, но из-за несостоявшейся аккредитации в 2015 году его расформировали. Сегодня в вузе есть все возможности возродить факультет, объединив в нём несколько направлений.
«Я выезжал на согласование данной процедуры в профильный департамент, разговаривал с губернатором Алексеем Васильевичем Гордеевым, - рассказал Сергей Колодяжный на заседании Учёного совета, которое состоялось 25 ноября. - Более того, уже есть кандидатура на должность декана вновь образовывающегося факультета - это Букреев Анатолий Митрофанович, руководитель департамента по экономическому развитию Воронежской области. Мощнейший руководитель экономического блока нашего региона сможет не только возобновить экономическую школу по техническому направлению, но и сделает существенный рывок в развитии этого направления в нашем вузе. Мы должны стремиться к развитию в вузе новых дисциплин, программ и сделать его более привлекательным для абитуриентов».
В целях развития территориальной системы высшего образования Сергей Колодяжный и Сергей Иголкин, ректор Воронежского экономико-правового института, скрепили подписями партнёрское соглашение о сетевом взаимодействии двух вузов.
Что это значит на деле? Соглашение предусматривает совместную разработку и реализацию основных образовательных программ с внедрением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс, мобильность студентов и преподавателей, организацию и проведение научных мероприятий.
«Первое направление сотрудничества - учебное, которое пре-дусматривает большое количество серьёзных проектов, - пояснил Сергей Иголкин. - Они позволят сделать студенческую жизнь ещё более насыщенной. Второе направление - научное. Разумеется, студенты обоих вузов будут иметь больше возможностей - например, получить вторую специальность. У студентов также появится больше вариантов для трудоустройства».