Ноябрьская литературно-художественная гостиная в соборном зале Белгородской митрополии была посвящена теме материнства, тому, как образ матери почитается в Православии и отражается в искусстве.
Приветствуя гостей, глава Белгородской митрополии, митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн сказал, что лучше всего о любви к матери могут рассказать именно дети, потому их и пригласили выступить на вечере — взрослея, люди теряют остроту этого чувства, а в детях оно есть всегда.
Образ матери в иконах и в искусстве
Встреча традиционно началась с художественной экспозиции — выставки произведений графической коллекции искусства XX века из фондов Белгородского государственного художественного музея, посвящённых теме материнства. Гости увидели работы многих художников, в том числе белгородского графика, заслуженного художника РСФСР Станислава Косенкова, который, будучи ребёнком войны, отразил в своём творчестве тему военного детства и свою беззаветную любовь к матери.
Книжную экспозицию «Вечный светоч материнства» из фондов Белгородской областной научной библиотеки также посвятили государственному празднику — Дню матери, который официально учреждён в 1998 году и приходится на последнее воскресенье ноября. День матери отмечают в 50 странах мира, но в России он проходит особенно торжественно, матерей чествуют с высоких трибун, многодетным вручают орден «Родительская слава».
Один из разделов книжной выставки посвятили Пресвятой Богородице — земной Матери Иисуса Христа. Гости смогли увидеть два уникальных издания русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. Святая Гора Афон в Греции — земной удел Пресвятой Богородицы, находится под Её особым покровительством. В 1878 году там вышла в свет книга «Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы», написанная на основе Священного Писания, Священного Предания и свидетельств Святых Отцов. Она состоит из 13 разделов, один из них называется «Внешний вид и нравственная высота Пресвятой Богородицы». Известный церковный историк Никифор Калин сохранил для нас предание о внешнем виде Пресвятой Богородицы, он пишет так: «Роста она была среднего или, как говорят, несколько выше среднего, волосы златовидные, глаза со зрачками цвета маслины, брови дугообразные, губы цветущие, исполненные сладких речей». Вторая книга — сказание о святых чудотворных, на Афоне прославившихся иконах Пресвятой Богородицы, она вышла на Афоне в 1902 году. Её автор Одарий Попцов, монах-библиотекарь Свято-Пантелеимонова монастыря, собравший описание 41 чудотворной иконы, с историческими подробностями, с изображениями. Именуются иконы Богородицы тоже по-разному: «Избавительница от бед», «Отрада и Утешение», «Услышательница».
Не случайно вечер в митрополичьей гостиной начался с кадров фильма Мэла Гибсона «Страсти Христовы», посвящённых Деве Марии.
«Почитание женщины в христианской культуре навсегда связано с Пресвятой Богородицей, Её образ так величественно выписан и в иконографии, и в церковных песнопениях, ведь Она как Матерь всех живущих знает наши заботы и видит наши сердца. Она складывала в сердце своём всё, что было сказано Христом, была свидетельницей крестных мук Спасителя и не оставила Его, потому что Он прежде всего был для Неё сыном, и Она воспринимала через любовь всё то, что с Ним происходило, — сказал митрополит Иоанн, начиная вечер. — Каждый из нас наверняка знает, что материнское сердце, как никакое другое, умеет понять, простить и, самое главное, умеет защитить. Я вспоминаю, как в моей жизни был период ещё в советское время, когда на меня ополчились за то, что я пел в церковном хоре, началось жесточайшее давление, меня уволили с преподавательской работы в институте. И моя мама сказала мне тогда: «Сынок, я тебя не понимаю, но я всегда буду с тобой». И отношение к матери для меня до сих под измеряется этими словами. Любящее сердце готово воспринять всё, что происходит с нами, и это самое важное в нашей жизни. Мы можем ошибаться, подниматься и падать — и только сердце матери воспринимает нас не социальными измерениями, а своей любовью».
Главное в жизни — любовь
Владыка Иоанн говорил о том, что часто в сегодняшнее время внешнее для людей становится важнее внутреннего, «упаковка» важнее содержания. И при встрече с такими людьми нужно понимать, что это просто результат недолюбленности — значит, их просто никто по-настоящему не любил и не научил любить.
«Когда усыновляют детей, то сначала нельзя требовать от них любви — надо сначала научить их любить, а для этого полюбить самим, — сказал Владыка Иоанн. — Любовь — самое высокое чувство, которое созиждет весь этот мир, и в материнских сердцах она особенно проникновенна. Ведь и нашу Русскую Православную Церковь спасли матери! Когда перед Великой Отечественной войной на свободе остались всего четыре епископа, когда священнослужителей расстреливали, в храмах всё равно стояли женщины в платочках. Они как жёны-мироносицы стояли у Креста, на котором распинали Христа, — они ничего не ждали, они просто любили. Сама суть нашей жизни заключена в простых чувствованиях, которые присущи человеку как образу и подобию Божию».
В этот вечер перед слушателями выступили известные белгородские поэты — Валерий Черкесов, Анатолий Папанов, Наталья Дроздова, прочитавшие свои стихи, посвящённые теме материнства. Особенно яркими и проникновенными стали выступления детей — воспитанников Воскресной школы Смоленского собора и музыкальных школ города.
А затем артисты Белгородской государственной филармонии — солистка Нина Стрижова под аккомпанемент на рояле Ирины Соколовой — исполнили попурри самых известных и любимых песен о матери, причём подпевали солистке все гости митрополичьей гостиной.
Владыка Иоанн порадовался, что эта гостиная получилась «домашней», поблагодарил за выступления детей и взрослых и предложил посвятить следующую встречу грядущим рождественским праздникам.
Смотрите также:
- Любовью и единением спасем ся. Слова святого стали темой творческого вечера →
- Возьми свой крест. В митрополичьей гостиной говорили о смысле жизни →
- Традиции воспитания в дворянских усадьбах →