Театр – это о душе

Владыка Иоанн с актёрами и руководством БГАДТ им. М. С. Щепкина. © / Арсений Клюйко / Белгородская епархия

Литературно-художественная гостиная Белгородской митрополии в этот раз была посвящена театру и осмыслению его роли в современной жизни. Она состоялась в середине Великого поста, накануне Крестопоклонной недели – именно на это время пришёлся День театра, который отмечается 27 марта.

   
   

Традиции и нравственные ориентиры

Встреча, как обычно, началась с осмотра художественной выставки. В экспозиции представили эскизы костюмов и декораций к спектаклям из фондов Белгородского художественного музея и БГАДТ им. М. С. Щепкина – работы Юрия Доломанова, Марата Парахненко, Нины Мельниковой, а также нынешнего главного художника драматического театра Марины Шепорнёвой.

 – Мне посчастливилось поучиться, поработать с нашими основоположниками, это были уникальные люди, – сказала Марина Евгеньевна. – Они не только учили азам мастерства – они ещё были замечательные живописцы, каждая их работа несёт свет.

Книжная выставка из фондов Белгородской областной научной библиотеки также была посвящена театральной теме. Первый раздел познакомил с историей театра, уделив особое внимание Александру Островскому, самому плодовитому автору в истории российской драматургии – его перу принадлежат 47 пьес. На выставке представили несколько томов из полного собрания сочинений Александра Островского за 1905 год. Второй раздел экспозиции рассказал о выдающихся театральных деятелях, прежде всего – о нашем знаменитом земляке, актёре и реформаторе сцены Михаиле Щепкине.

Заключительный раздел выставки представил современный театральный мир Белгородчины. Это Губкинский театр для детей и молодёжи, Белгородский театр кукол, молодёжная театральная студия «Новая сцена» Белгородского института искусств и культуры и, конечно, БГАДТ им. М. С. Щепкина. Бессменным художественным руководителем театра уже более 45 лет – это уникальный случай – остаётся Виктор Слободчук, чуть меньше – 44 года – в театре служит народный артист России Виталий Стариков.

Начиная встречу, Владыка Иоанн назвал театр подлинным отражением времени:

– Театр – явление уникальное, в нём всё находится в соприкосновении и живом переживании. И я благодарен нашему белгородскому театру за то, что и в самые безнадёжные годы смело ставили спектакли о князе Владимире, о Святителе Иоасафе, которые давали мощный духовный импульс и обеспечили нашему театру нравственный авторитет. Я недавно прочитал статью Виктора Ивановича, которая называется «Вперёд, к Щепкину», – не назад, а вперёд, и такое смелое утверждение призывает к обретению тех нравственных ориентиров, которые уберегали наш народ и нашу страну в самые трагичные времена.

   
   

Философский аспект

Вечер, по традиции, начался с поэтических выступлений. Член Союза писателей России протоиерей Игорь Кобелев прочёл стихотворения по теме театра. Также выступила со своими поэтическими произведениями член Союза писателей России Наталья Дроздова.

Протоиерей Николай Германский представил небольшое философское исследование о своём понимании театра и его происхождения. По мнению отца Николая, театр родился не в V веке до нашей эры, а гораздо раньше, в те далёкие времена, когда наши прародители Адам и Ева были изгнаны из рая. И поскольку им пришлось приноравливаться к новой реальности, они были невольно вынуждены подмешивать в своё теперь уже далеко не святое житие элементы игры.

 – Это был, конечно же, театр трагедии, и его первыми зрителями, с одной стороны, были ангелы, а с другой – бесы, первые горько плакали, а вторые неистово рукоплескали, – сказал отец Николай. – Вынужденное подыгрывание становится для человека привычным, и он начинает думать, что это и есть настоящая жизнь. Однако временами он невольно тоскует о потерянном рае, и его, как существо творческое, посещают озарения – так появляется культура.

По мнению отца Николая, русский театр давно стал частью национальной сокровищницы, которая черпала и продолжает черпать своё вдохновение из Евхаристической чаши. Вывод таков: «Если человек пришёл в театр, получил огромное эмоциональное удовлетворение, вдоволь насмеялся и наплакался, но не пришёл после этого в храм – то такой театр не вполне исполнил своё предназначение. Но если человеку после спектакля захотелось вдруг помолиться, – то да здравствует и такой театр, и те, кто его творят!»

Жажда праведной земли

Виталий Стариков напомнил собравшимся об истории русского театра: первые русские драмы были написаны святителем Димитрием Ростовским, монахом-просветителем Симеоном Полоцким, позже, уже при Петре I, автором пьес был Феофан Прокопович, архиепископ Новгородский. Полноценный театр появился в России в XVII веке, при царе Алексее Михайловиче, и все спектакли были на библейскую тему.

Затем Виталий Алексеевич представил зрителям фрагмент литературно-музыкальной композиции «Войною прерванная юность». В БГАДТ им. М. С. Щепкина спектакли идут на большой и малой сценах, а есть ещё одна интересная форма – театр в фойе. Молодые актёры Оксана Катанская и Владимир Кубриков талантливо исполнили отрывок из такого спектакля.

Несколько замечательных спектаклей поставил на белгородской сцене известный режиссёр, друг щепкинцев Валерий Белякович, в том числе и пьесу Максима Горького «На дне». Монолог Луки блестяще исполнил заслуженный артист России Иван Кириллов.

Спектакль по пьесе Эдуардо де Филиппо «Филумена Мартурано» пользуется неизменным успехом у зрителей. Монолог Филумены «Дети есть дети» очень проникновенно исполнила народная артистка РФ Марина Русакова.

Сцена из спектакля «Сказание о Святителе Иоасафе». Фото: Белгородская епархия/ Арсений Клюйко

Несколько лет на щепкинской сцене шёл спектакль «Сказание о Святителе Иоасафе», это была знаковая работа для театра. Молодые актёры представили хор и сцену из этого спектакля, монолог Святителя Иоасафа исполнил актёр театра Михаил Новичихин.

 – Спасибо за эту атмосферу, которая есть у нас на Святом Белогорье, – сказал Виктор Слободчук, обращаясь к Владыке Иоанну. – Мы всегда очень ответственно относимся к тому, с чем приходим к зрителю. Мы должны знать, что в человеке есть свет, и будем к нему стремиться – в этом наша самая главная миссия.

Владыка Иоанн поблагодарил всех выступавших за вдохновение, искренность, любовь к слову и исполнительское искусство.

 – Слово, отражаясь от души, доносится до нас не только как некое гармоничное сочетание звуков, но прежде всего как отражение смыслов, – сказал он. – Потому что словом творилось всё настоящее. Важная особенность русского театра – то, что он всегда говорил правду. А на Руси слова «правда» и «закон» равнозначны, ведь первые законы Ярослава Мудрого так и назывались – «Русская правда». И эта правда всегда была основана на Божией воле, это тоже очень важно. Мы сегодня видим – как только русский театр отходит от правды, он перестаёт быть русским, перестаёт быть театром, который нужен. Потому что в глубине души у русского человека живёт воспоминание о рае, жажда праведной земли – это прозвучало сегодня в прекрасном монологе из горьковского спектакля. Когда я говорю «русская правда», то, прежде всего, имею в виду культуру, которая созиждется на Православии. И чем больше испытаний, тем сильнее в нас ощущение того, что вот наступит Воскресение – и всё изменится. Сегодня через театр надо вернуться к уважению к нашей культуре.

Смотрите также: