Белгородская актриса Оксана Катанская: «Каждая роль по-своему серьёзна»

Театральный сезон завершился. О его итогах, актёрском мастерстве и значимости Года театра в России «АиФ-Черноземье» беседует с молодой актрисой Белгородского государственного академического драматического театра имени Щепкина Оксаной Катанской.

   
   

«О театре не мечтала»

Татьяна Черных, «АиФ-Черноземье»: Оксана, расскажите о себе - как вы стали актрисой? Мечтали об этом с детства?

Справка
Оксана Катанская родилась 5 декабря 1989 года в Саратове. В 2013 году закончила театральный факультет Саратовской государственной консерватории (ныне - СаТИ), где обучалась по специальности «Артист драматического театра и кино» и была приглашена в труппу БГАДТ им.М.С.Щепкина в Белгород. За пять лет сыграла на белгородской сцене 15 ролей.

Оксана Катанская: У меня в семье нет артистов, и я никогда особенно не интересовалась театром. Даже не знала до последнего, что в Саратове, где я родилась и выросла, есть довольно известный в стране театральный институт. в Саратове дипломные спектакли театрального института включают в репертуары театров, в Белгороде такой практики нет, к сожалению. Как-то в школе в старших классах мы с мамой пошли в ТЮЗ и попали на дипломный спектакль и познакомились с театральным педагогом. Мне тогда было лет 14, и я тоже захотела у него учиться, но мама настояла, чтобы после девятого класса я получила профессию. Чтобы её успокоить, я закончила с отличием архитектурный техникум, по своей первой профессии я - архитектор-дизайнер.

Мне повезло – когда я поступила в театральный, то попала именно к тому театральному педагогу, которого встретила в тот день в ТЮЗе. Александр Григорьевич Галко - народный артист России, замечательный человек, очень талантливый актёр. Своих детей не было, он говорил нам, что для него каждый курс - это как дети. Он всегда набирал очень небольшие курсы и почти совсем не брал девочек. Специфика нашей профессии такова, что женских ролей всегда меньше, чем мужских - возьмите любую пьесу. А нашему мастеру надо было, чтобы все его выпускники в дальнейшем были пристроены, смогли работать в театре. 

На последнем курсе мы отправились на театральный фестиваль «Будущее театральной России» в Ярославль - он до сих пор проходит там каждый год. Я играла в дипломном спектакле, в зале сидел художественный руководитель Белгородского драматического театра Виктор Иванович Слободчук, после спектакля он подошёл и пригласил меня в труппу. Мой муж Глеб Мацевитый родом из Харькова, мы познакомились в саратовской консерватории. Когда приехали в Белгород, я пошла на прослушивание в театр, а он - в филармонию. Нас и там, и там тепло встретили - сейчас он артист симфонического оркестра, играет на виолончели. В прошлом году на молодёжном фестивале «Этажи» мы вместе с ним делали спектакль по поэзии Цветаевой. Я очень люблю Цветаеву, и мы решили представить такую вот историю о женщине.

Специфика профессии

Фото: Саратовский театральный институт

- В Белгороде вы уже больше пяти лет, прижились?

   
   

- Поначалу было очень непривычно. Саратов - большой город. Белгород намного меньше, здесь всё близко. В труппе меня приняли хорошо. Специфика любой труппы и вообще актёрской профессии - это постоянное пребывание друг с другом: на репетициях, на спектаклях, так что бывает всякое.

- Одна из ваших первых ролей на белгородской сцене, которая запомнилась зрителям, была в спектакле «Зимы не будет». Режиссёр театра Игорь Ткачёв ставил его специально для молодых актёров?

- Да, и работа над спектаклем шла сложно, но интересно. Сама пьеса довольно специфическая, главные герои в ней – кошки. Мы вышли и начали играть кошек. Но Игорь Евгеньевич сказал, что это неправильно, что нужно играть детей, подростков - наивных, шебутных. 

- Эта роль была, так сказать, не очень серьёзной, потом были и более значимые работы?

- Каждая роль по-своему серьёзна, даже если играешь трёхцветную бездомную кошку, и по-своему трудная. Бывает, смотришь, как на сцене дурачатся - а оказывается, у актёров семь потов сошло, пока они этого эффекта добивались.

Мой дебют был в спектаклях, которые мы ставили в фойе: «Войною прерванная юность» и «С любовью не шутят» по пьесе Кальдерона. Там у меня характерная роль - донья Беатриса, было очень интересно над ней работать. Потом Валерий Белякович начал ставить «Гамлета», и мне дали роль Офелии - это была моя первая роль на большой сцене, и очень важный для меня опыт. Валерий Романович был очень своеобразным режиссёром, о требовательным, экспрессивным, но я понимала, чего он хочет от меня добиться. После двух недель интенсивных репетиций мы вышли на сцену. Было очень страшно - такой режиссёр, такая пьеса, такая роль - надо было сыграть сумасшедшую.

Внимание к театру

- Хочу спросить о сегодняшней ситуации с театром в целом. Что, на ваш взгляд, важнее - новации или приверженность традиции?

- Это тема такая скользкая - что понимать под традиционным или новаторским театром? Есть традиционный театр, которому важно не закостенеть в своей традиции, есть новаторы, которые считают, что нужны мат и обнажёнка даже там, где их в принципе быть не может, в тех же классических произведениях. На мой взгляд, нельзя впадать ни в ту, ни в другую крайность - нужно и новое что-то вносить, но и старое не забывать. Но тут очень тонкая грань, и балансировать ней очень непросто.

- Что дал Год театра конкретно вам и что от него вообще можно ожидать?

- У нас в этом году проходит много разных мероприятий, посвящённых Году театра. Были вечера в митрополии, библиотеках, выставочных залах. Практически на всех культурных площадках города мы стараемся показать отрывки из наших спектаклей, все хотят видеть театр у себя, и это, конечно, радует. В этом году мы очень много гастролируем. Скоро у нас в театре будет ремонт, реконструкция здания, и это тоже очень здорово - поменяют сцену, оборудование. С новым оснащением можно будет ставить спектакли уже на совсем другом уровне.

После рождения ребенка я еще не до конца «боец в строю», меня пока щадят и не везде задействуют, но где возможно, конечно, появляюсь. Недавно состоялась моя первая после декрета серьёзная работа - в премьерном спектакле «Кабала святош» по пьесе Михаила Булгакова. Это было очень волнительное событие. Я всё думала - а вдруг за декрет всё забыла? Но нет, всё прошло хорошо. Радует, что у нас каждый год много премьер, и хочется, чтобы каждый раз они были всё более и более интересными.

Хотелось бы, конечно, чтобы Год театра способствовал большему вниманию государства именно к профессиональным театрам. Да, самодеятельные коллективы тоже нужны, это популяризация театрального искусства. Но высокую культуру в массы несёт именно профессиональный театр. И всё, что у нас происходит, - фестивали, гастроли – с неба не сваливаются, всё это происходит благодаря усилиям театра, и хочется, чтобы нам больше шли навстречу.

Смотрите также: