«Основа продовольственной безопасности». Эксперт о рыночной торговле

Ярмарка «Центральная» после реконструкции максимально сохранит исторический облик. © / Ассоциация рынков и ярмарок Белгородской области

Почему необходимо сохранить рыночную торговлю, как изменился закон о розничных рынках и какие ещё новшества ждут участников торговой деятельности, рассказывает исполнительный директор Ассоциации рынков и ярмарок Белгородской области Дмитрий Прохоров. 

   
   

Нужна господдержка

Фото: Из личного архива/ Дмитрий Прохоров

— Дмитрий Сергеевич, какова роль влияния ярмарочной и рыночной торговли на развитие экономики?

— В основе развития ярмарочной и рыночной торговли всегда были люди. Торговые отношения на ярмарках и рынках строились ими годами, учитывая особенности территории, наличие или отсутствие мастерового сословия, а также традиций и обычаев, присущих населению, живущему в данном регионе. Исторически так сложилось, что ярмарочная и рыночная торговля были базовым гарантом продовольственной безопасности области, обеспечивающим население всем необходимым, а бюджет — постоянным пополнением от торговых сборов.

В настоящее время, в век автоматизации всех торговых процессов, роль ярмарок и рынков в значительной степени недооценена.

Образование ярмарок и рынков всегда закономерно отвечает потребностям населения. Ярмарки зачастую создаются в местах, удобных для людей, причём последние диктуют образованию вид и объём реализуемого на ярмарке товара. Роль маркетинга на ярмарке сведена лишь к качеству реализуемой на ней продукции. Население самостоятельно определяет, кому и сколько продавать на ярмарке, чей товар пользуется лучшим спросом. Ярмарка полностью покрывает потребности людей, для которых и которыми она создана. Одна часть людей получает от ярмарки работу, другая — качественный товар. Ярмарка способна вовлечь в свой товарооборот любого участника, будь то опытный делец или только начинающий торговлю предприниматель, крупный фермер или человек, имеющий небольшое личное подсобное хозяйство, — место найдётся каждому, как и каждому найдётся свой покупатель. Ярмарка — это место, где можно продать свой товар, будь он привезён на 20-тонной фуре либо принесён в 10-литровом ведре. Посетить ярмарку или рынок — это не всегда прийти за покупками. Ярмарка служит местом, где люди могут обменяться новостями, получить дельный совет, показать себя и посмотреть на других, причём это передаётся поколениями, где внук приходит на смену деду или отцу, старое легко уживается с чем-то новым, а полученная из гаджета новость становится темой личного обсуждения участников ярмарки.

Сравнивать ярмарки и рынки с торговыми сетями нельзя, хотя и те, и другие являются гарантами продовольственной безопасности страны.

Торговая сеть — это коммерческое торговое образование, живущее по законам рынка. Торговая сеть развивается за счёт прибыли, без учёта интересов территории и живущих на ней людей. Обычаи и традиции территории, где торговая сеть представлена, используются последней только в маркетинговых целях, направленных в первую очередь на привлечение покупателей и рост прибыли. Конечно, в торговой сети тоже формируются рабочие места и производятся отчисления в местный бюджет, так же обеспечивается население товаром, но к территории она не привязана. Торговая сеть использует территорию, только если ей таковое выгодно. При отсутствии прибыли торговая сеть закрывается. Одномоментно территория, на которой торговая сеть существовала, начинает испытывать дефицит в товарах, рабочих местах, в отчислениях в бюджет.

   
   

Рынок или ярмарка, в отличие от торговой сети, привязаны к территории, где они образованы. При становлении торговой сети основным участником товарооборота территории является сама торговая сеть, вытесняя образованные на ней ярмарки и рынки, а население и местные органы власти теряют контроль над товарооборотом для данной территории. Организованная торговая сеть устанавливает свои правила торговли, рассчитанные на прибыль, без привязки к территории и обычаям населения.

Проблема, с которой на текущий момент столкнулись ярмарки и рынки, — это отсутствие поддержки со стороны государства. Принятые государством законы заставляют ярмарочную и рыночную торговлю работать за пределами своих возможностей. Пример — обязательное применение на рынках и ярмарках онлайн-касс, маркировка продукции и др.

На текущий момент сохранение ярмарочной и рыночной торговли является приоритетной задачей общества и власти. При принятии законов государственные структуры перестали учитывать интересы ярмарочных и рыночных образований. Незащищёнными остаются люди — участники ярмарочной и рыночной торговли. Не принимается во внимание и позиция обычных людей, не имеющих высшего, а часто и среднеспециального образования, лиц преклонного возраста, вынужденных прекращать участие в ярмарочной и рыночной торговле. Часть торговцев, производителей товаров, а также обслуживающего персонала вынуждена становиться на биржу труда и искать иные источники заработка, а покупатели — новые торговые площадки для пополнения своей потребительской корзины. Управляющие компании из-за несоответствия закона «О розничных рынках» текущим реалиям прибегают к торговле на ярмарках, регулирование которых тоже оставляет желать лучшего.  Зарубежный опыт подсказывает, что ярмарки и рынки нужно беречь и охранять на уровне государства, оказывать меры поддержки и пытаться вернуть то, что было утеряно ранее.

Цель Ассоциации рынков и ярмарок Белгородской области — донести до населения, предпринимателей и органов государственной власти, насколько важно сохранить ярмарки и рынки на территории Белгородской области и в стране в целом.

Основа продовольственной безопасности региона — это развитая ярмарочная и рыночная торговля. Торговля, которая понимает менталитет населения, его запросы, обычаи и традиции. Торговля, которая способна противостоять всем трудностям и невзгодам повседневной жизни, а в благоприятные периоды — радоваться достатку и процветанию региона.

Законодательные инициативы

— Расскажите, какие изменения произошли в законе о розничных рынках?

 — В федеральный закон «О розничных рынках» были внесены изменения, которые коснулись упрощения правил торговли. Законодатель разрешил продавцам реализовывать на розничных рынках товар без нагрудной карточки, имея на торговом месте лишь договор с управляющей компанией. Указанное нововведение относимо только к торговым площадкам розничных рынков, но Ассоциация ожидает аналогичного изменения и для ярмарочной торговли, в частности п. 1.1. Постановления правительства Белгородской области от 06.11.2012 г. № 442-пп (ред. от 04.12.2017) «Об определении порядка организации торговых ярмарок на территории Белгородской области».

В целом все текущие законодательные инициативы в настоящий момент направлены на упрощение и совершенствование ярмарочной и рыночной торговли с чётким разделением понятий «ярмарка», «розничный рынок», «оптовый рынок». Тем не менее работы ещё много. Законодательство необходимо менять, равно как и подходы к регулированию ярмарочной и рыночной торговли. Ассоциация совместно с Союзом рынков России ведёт работу, направленную на максимальную прозрачность ярмарочной и рыночной торговли. Результат должен повысить рост качества реализуемой на рынках и ярмарках продукции, сделать узнаваемыми местных производителей для более широкого круга покупателей, увеличить конкурентоспособность рыночных и ярмарочных образований с крупными торговыми сетями.

Совместно с Минпромторгом РФ реализуются инициативы модернизации понятия «оптовый рынок». Создана рабочая группа, куда вошли представители Минпромторга, Минсельхоза, Мин­экономразвития РФ, представители предпринимательского сообщества, некоммерческие организации, имеющие целью создать единую модель регулирования создания оптового рынка, опираясь на экономические показатели рыночной торговли в России и на зарубежный опыт.  Планируются и обсуждаются концепции софинансирования, субсидирования организаторов оптовой рыночной торговли на территории России, анализируется опыт партнёров из европейских стран.

Трудности с онлайн-кассами

— Как идёт внедрение на рынках и ярмарках Белгородской области контрольно-кассовой техники (ККТ)?

— Первый пик внедрения контрольно-кассовой техники пройден. Для многих это стало действительно непреодолимым препятствием. Часть предпринимателей попросту прекратила свою деятельность. Управляющие компании на рынках и ярмарках констатировали, исходя из статистических данных Союза рынков России, высвобождение торговых мест до 30%, что неимоверно много. Такой реакции предпринимателей способствовал низкий уровень подготовки населения. Преклонный возраст продавцов, высокая стоимость покупки и обслуживания ККТ стали причиной отказа от торговли на рынках и ярмарках. По мнению Ассоциации, это не единственная причина. ККТ должна работать в реалиях ярмарочной и рыночной торговли, а это значит — в любое время года и в любую погоду. Здесь техника не справится. Передача данных фискальному органу возможна лишь в зоне покрытия сотовой связи или Интернета. В отдалённых местностях нашей области сотовая связь работает некорректно, равно как и Интернет — это ещё одна трудность.

В мае Ассоциацией было проведено общее собрание своих членов с участием заместителя губернатора Белгородской области Олега Абрамова, где предсказывались негативные результаты отмены моратория на применение онлайн-касс на рынках и ярмарках Белгородской области. Совместно с департаментом экономического развития Белгородской области, Союзом рынков России Ассоциацией было составлено обращение в правительство РФ с просьбой продлить срок действия моратория по внедрению онлайн-касс на рынках и ярмарках. К письму присоединились другие некоммерческие образования Ростовской области, республики Татарстан, города Москвы, но мораторий, в большей его части, оставили в силе. Мораторий был сохранён как для предпринимателей, торгующих на рынках и ярмарках своей продукцией, так и предпринимателей, торгующих вне организованных мест торговли.

Комфортные условия торговли

Ярмарка «Центральная»: так будет выглядеть вход с территории.

— В области продолжают развивать ярмарочные площади.  Как будут изменяться ярмарки и рынки после реконструкции?

— Итогом должно стать усовершенствование качества ярмарочной торговли как для продавца, так и для покупателя. В частности, хотелось бы обратить внимание на реконструкцию ярмарки «Центральная» в городе Белгороде. При максимальном сохранении исторического облика и предлагаемого широкого ассортимента товара ярмарка «Центральная» скоро сможет похвастаться современным фуд-кортом, который позволит покупателю оценить качество кулинарных изысков разнообразных кухонь мира, а также детскими площадками, парковочными местами, позволяющими покупателю, желающему приобрести товар, комфортно припарковать свой автомобиль.

Закончена реконструкция рынка «Юбилейный». 

Закончена реконструкция рынка «Юбилейный» в Старом Осколе. Результат проделанной управляющей компанией работы покупатели могут по достоинству оценить уже сейчас.

В планах — начало реконструкции ярмарки «Южная» в городе Белгороде. Реконструкция предполагает расширение торговой площади с удобным парковочным пространством и с видом внутреннего и внешнего дизайна, отвечающего всем современным требованиям ярмарочной торговли. 

Рынок Мирный вскоре преобразится.

Намечена также масштабная реконструкция торговой площадки рынка Мирный в Белгороде. Он будет сильно отличаться от того, к которому привык и оптовый покупатель, и оптовый продавец. Торговая площадка рынка Мирный сможет претендовать на звание единого оптово-розничного узла осуществления оптовой рыночной торговли. Планируемые подъезды для загрузки и выгрузки, комфортные места для парковки, современные, отвечающие всем правилам оптовой торговли кросс-доки и склады смогут обрабатывать одновременно большой объём сельскохозяйственной продукции.

Конечно, есть и свои трудности. Можно сколько угодно обсуждать способы привлечения предпринимателей и формы создания для них комфортных условий торговли, если бы не реальность. Подавляющая часть ярмарочных и рыночных торговых площадей области была создана ещё в Советском Союзе. Это значит, что сохранились заявленные ещё в те времена мощности по обеспечению их электричеством, газом, теплоэнергией, водой, которые не отвечают в полной мере текущим условиям торговли. Управляющие компании постоянно обращаются к энергетическим компаниям за увеличением мощности электроэнергии, газопотребления, водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, но стоимость реализации данных проектов оказывается неподъёмной. 

Велика вероятность того, что при отсутствии внимания властей к указанной проблеме сектор ярмарочной и рыночной торговли продолжит сокращаться и в скором времени попросту исчезнет.

Торговую площадку рынка «Юбилейный» в Старом Осколе модернизировали для удобства покупателей. 

Кстати

На своей личной странице в соцсети «ВКонтакте» мэр города Белгорода Юрий Галдун написал о реновации Центрального рынка следующее: «Это превращение устаревшего советского рынка в современную торговую площадку с элементами гастрономического фудмолла. Хочу представить концепцию реконструкции Центрального рынка: как и прежде, часть площади будут занимать прилавки со свежими фермерскими продуктами, остальное же пространство будет отдано под кафе и рестораны. Рядом будет расположена вместительная парковка с надземным переходом, и обязательно будет соблюдён принцип безбарьерной среды для маломобильных групп населения. Благодаря тому, что реконструкция пройдёт поэтапно, рынок будет работать в штатном режиме».  

Смотрите также: