Почему необходимо сохранить рыночную торговлю, как изменился закон о розничных рынках и какие ещё новшества ждут участников торговой деятельности, рассказывает исполнительный директор Ассоциации рынков и ярмарок Белгородской области Дмитрий Прохоров.
Нужна господдержка
— Дмитрий Сергеевич, какова роль влияния ярмарочной и рыночной торговли на развитие экономики?
— В основе развития ярмарочной и рыночной торговли всегда были люди. Торговые отношения на ярмарках и рынках строились ими годами, учитывая особенности территории, наличие или отсутствие мастерового сословия, а также традиций и обычаев, присущих населению, живущему в данном регионе. Исторически так сложилось, что ярмарочная и рыночная торговля были базовым гарантом продовольственной безопасности области, обеспечивающим население всем необходимым, а бюджет — постоянным пополнением от торговых сборов.
В настоящее время, в век автоматизации всех торговых процессов, роль ярмарок и рынков в значительной степени недооценена.
Образование ярмарок и рынков всегда закономерно отвечает потребностям населения. Ярмарки зачастую создаются в местах, удобных для людей, причём последние диктуют образованию вид и объём реализуемого на ярмарке товара. Роль маркетинга на ярмарке сведена лишь к качеству реализуемой на ней продукции. Население самостоятельно определяет, кому и сколько продавать на ярмарке, чей товар пользуется лучшим спросом. Ярмарка полностью покрывает потребности людей, для которых и которыми она создана. Одна часть людей получает от ярмарки работу, другая — качественный товар. Ярмарка способна вовлечь в свой товарооборот любого участника, будь то опытный делец или только начинающий торговлю предприниматель, крупный фермер или человек, имеющий небольшое личное подсобное хозяйство, — место найдётся каждому, как и каждому найдётся свой покупатель. Ярмарка — это место, где можно продать свой товар, будь он привезён на 20-тонной фуре либо принесён в 10-литровом ведре. Посетить ярмарку или рынок — это не всегда прийти за покупками. Ярмарка служит местом, где люди могут обменяться новостями, получить дельный совет, показать себя и посмотреть на других, причём это передаётся поколениями, где внук приходит на смену деду или отцу, старое легко уживается с чем-то новым, а полученная из гаджета новость становится темой личного обсуждения участников ярмарки.
Сравнивать ярмарки и рынки с торговыми сетями нельзя, хотя и те, и другие являются гарантами продовольственной безопасности страны.
Торговая сеть — это коммерческое торговое образование, живущее по законам рынка. Торговая сеть развивается за счёт прибыли, без учёта интересов территории и живущих на ней людей. Обычаи и традиции территории, где торговая сеть представлена, используются последней только в маркетинговых целях, направленных в первую очередь на привлечение покупателей и рост прибыли. Конечно, в торговой сети тоже формируются рабочие места и производятся отчисления в местный бюджет, так же обеспечивается население товаром, но к территории она не привязана. Торговая сеть использует территорию, только если ей таковое выгодно. При отсутствии прибыли торговая сеть закрывается. Одномоментно территория, на которой торговая сеть существовала, начинает испытывать дефицит в товарах, рабочих местах, в отчислениях в бюджет.
Рынок или ярмарка, в отличие от торговой сети, привязаны к территории, где они образованы. При становлении торговой сети основным участником товарооборота территории является сама торговая сеть, вытесняя образованные на ней ярмарки и рынки, а население и местные органы власти теряют контроль над товарооборотом для данной территории. Организованная торговая сеть устанавливает свои правила торговли, рассчитанные на прибыль, без привязки к территории и обычаям населения.
Проблема, с которой на текущий момент столкнулись ярмарки и рынки, — это отсутствие поддержки со стороны государства. Принятые государством законы заставляют ярмарочную и рыночную торговлю работать за пределами своих возможностей. Пример — обязательное применение на рынках и ярмарках онлайн-касс, маркировка продукции и др.
На текущий момент сохранение ярмарочной и рыночной торговли является приоритетной задачей общества и власти. При принятии законов государственные структуры перестали учитывать интересы ярмарочных и рыночных образований. Незащищёнными остаются люди — участники ярмарочной и рыночной торговли. Не принимается во внимание и позиция обычных людей, не имеющих высшего, а часто и среднеспециального образования, лиц преклонного возраста, вынужденных прекращать участие в ярмарочной и рыночной торговле. Часть торговцев, производителей товаров, а также обслуживающего персонала вынуждена становиться на биржу труда и искать иные источники заработка, а покупатели — новые торговые площадки для пополнения своей потребительской корзины. Управляющие компании из-за несоответствия закона «О розничных рынках» текущим реалиям прибегают к торговле на ярмарках, регулирование которых тоже оставляет желать лучшего. Зарубежный опыт подсказывает, что ярмарки и рынки нужно беречь и охранять на уровне государства, оказывать меры поддержки и пытаться вернуть то, что было утеряно ранее.
Цель Ассоциации рынков и ярмарок Белгородской области — донести до населения, предпринимателей и органов государственной власти, насколько важно сохранить ярмарки и рынки на территории Белгородской области и в стране в целом.
Основа продовольственной безопасности региона — это развитая ярмарочная и рыночная торговля. Торговля, которая понимает менталитет населения, его запросы, обычаи и традиции. Торговля, которая способна противостоять всем трудностям и невзгодам повседневной жизни, а в благоприятные периоды — радоваться достатку и процветанию региона.
Законодательные инициативы
— Расскажите, какие изменения произошли в законе о розничных рынках?
— В федеральный закон «О розничных рынках» были внесены изменения, которые коснулись упрощения правил торговли. Законодатель разрешил продавцам реализовывать на розничных рынках товар без нагрудной карточки, имея на торговом месте лишь договор с управляющей компанией. Указанное нововведение относимо только к торговым площадкам розничных рынков, но Ассоциация ожидает аналогичного изменения и для ярмарочной торговли, в частности п. 1.1. Постановления правительства Белгородской области от 06.11.2012 г. № 442-пп (ред. от 04.12.2017) «Об определении порядка организации торговых ярмарок на территории Белгородской области».
В целом все текущие законодательные инициативы в настоящий момент направлены на упрощение и совершенствование ярмарочной и рыночной торговли с чётким разделением понятий «ярмарка», «розничный рынок», «оптовый рынок». Тем не менее работы ещё много. Законодательство необходимо менять, равно как и подходы к регулированию ярмарочной и рыночной торговли. Ассоциация совместно с Союзом рынков России ведёт работу, направленную на максимальную прозрачность ярмарочной и рыночной торговли. Результат должен повысить рост качества реализуемой на рынках и ярмарках продукции, сделать узнаваемыми местных производителей для более широкого круга покупателей, увеличить конкурентоспособность рыночных и ярмарочных образований с крупными торговыми сетями.
Совместно с Минпромторгом РФ реализуются инициативы модернизации понятия «оптовый рынок». Создана рабочая группа, куда вошли представители Минпромторга, Минсельхоза, Минэкономразвития РФ, представители предпринимательского сообщества, некоммерческие организации, имеющие целью создать единую модель регулирования создания оптового рынка, опираясь на экономические показатели рыночной торговли в России и на зарубежный опыт. Планируются и обсуждаются концепции софинансирования, субсидирования организаторов оптовой рыночной торговли на территории России, анализируется опыт партнёров из европейских стран.
Трудности с онлайн-кассами
— Как идёт внедрение на рынках и ярмарках Белгородской области контрольно-кассовой техники (ККТ)?
— Первый пик внедрения контрольно-кассовой техники пройден. Для многих это стало действительно непреодолимым препятствием. Часть предпринимателей попросту прекратила свою деятельность. Управляющие компании на рынках и ярмарках констатировали, исходя из статистических данных Союза рынков России, высвобождение торговых мест до 30%, что неимоверно много. Такой реакции предпринимателей способствовал низкий уровень подготовки населения. Преклонный возраст продавцов, высокая стоимость покупки и обслуживания ККТ стали причиной отказа от торговли на рынках и ярмарках. По мнению Ассоциации, это не единственная причина. ККТ должна работать в реалиях ярмарочной и рыночной торговли, а это значит — в любое время года и в любую погоду. Здесь техника не справится. Передача данных фискальному органу возможна лишь в зоне покрытия сотовой связи или Интернета. В отдалённых местностях нашей области сотовая связь работает некорректно, равно как и Интернет — это ещё одна трудность.
В мае Ассоциацией было проведено общее собрание своих членов с участием заместителя губернатора Белгородской области Олега Абрамова, где предсказывались негативные результаты отмены моратория на применение онлайн-касс на рынках и ярмарках Белгородской области. Совместно с департаментом экономического развития Белгородской области, Союзом рынков России Ассоциацией было составлено обращение в правительство РФ с просьбой продлить срок действия моратория по внедрению онлайн-касс на рынках и ярмарках. К письму присоединились другие некоммерческие образования Ростовской области, республики Татарстан, города Москвы, но мораторий, в большей его части, оставили в силе. Мораторий был сохранён как для предпринимателей, торгующих на рынках и ярмарках своей продукцией, так и предпринимателей, торгующих вне организованных мест торговли.
Комфортные условия торговли
— В области продолжают развивать ярмарочные площади. Как будут изменяться ярмарки и рынки после реконструкции?
— Итогом должно стать усовершенствование качества ярмарочной торговли как для продавца, так и для покупателя. В частности, хотелось бы обратить внимание на реконструкцию ярмарки «Центральная» в городе Белгороде. При максимальном сохранении исторического облика и предлагаемого широкого ассортимента товара ярмарка «Центральная» скоро сможет похвастаться современным фуд-кортом, который позволит покупателю оценить качество кулинарных изысков разнообразных кухонь мира, а также детскими площадками, парковочными местами, позволяющими покупателю, желающему приобрести товар, комфортно припарковать свой автомобиль.
Закончена реконструкция рынка «Юбилейный» в Старом Осколе. Результат проделанной управляющей компанией работы покупатели могут по достоинству оценить уже сейчас.
В планах — начало реконструкции ярмарки «Южная» в городе Белгороде. Реконструкция предполагает расширение торговой площади с удобным парковочным пространством и с видом внутреннего и внешнего дизайна, отвечающего всем современным требованиям ярмарочной торговли.
Намечена также масштабная реконструкция торговой площадки рынка Мирный в Белгороде. Он будет сильно отличаться от того, к которому привык и оптовый покупатель, и оптовый продавец. Торговая площадка рынка Мирный сможет претендовать на звание единого оптово-розничного узла осуществления оптовой рыночной торговли. Планируемые подъезды для загрузки и выгрузки, комфортные места для парковки, современные, отвечающие всем правилам оптовой торговли кросс-доки и склады смогут обрабатывать одновременно большой объём сельскохозяйственной продукции.
Конечно, есть и свои трудности. Можно сколько угодно обсуждать способы привлечения предпринимателей и формы создания для них комфортных условий торговли, если бы не реальность. Подавляющая часть ярмарочных и рыночных торговых площадей области была создана ещё в Советском Союзе. Это значит, что сохранились заявленные ещё в те времена мощности по обеспечению их электричеством, газом, теплоэнергией, водой, которые не отвечают в полной мере текущим условиям торговли. Управляющие компании постоянно обращаются к энергетическим компаниям за увеличением мощности электроэнергии, газопотребления, водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, но стоимость реализации данных проектов оказывается неподъёмной.
Велика вероятность того, что при отсутствии внимания властей к указанной проблеме сектор ярмарочной и рыночной торговли продолжит сокращаться и в скором времени попросту исчезнет.
Кстати
На своей личной странице в соцсети «ВКонтакте» мэр города Белгорода Юрий Галдун написал о реновации Центрального рынка следующее: «Это превращение устаревшего советского рынка в современную торговую площадку с элементами гастрономического фудмолла. Хочу представить концепцию реконструкции Центрального рынка: как и прежде, часть площади будут занимать прилавки со свежими фермерскими продуктами, остальное же пространство будет отдано под кафе и рестораны. Рядом будет расположена вместительная парковка с надземным переходом, и обязательно будет соблюдён принцип безбарьерной среды для маломобильных групп населения. Благодаря тому, что реконструкция пройдёт поэтапно, рынок будет работать в штатном режиме».
Смотрите также:
- Эксперт: «Онлайн-кассы могут погубить розничные рынки» →
- Воронеж в «сетях». Куда отправиться за покупками? →
- В торговле растёт монополия →