32

В торговле растёт монополия

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 11 17/03/2010

За прошлый год в Липецкой области были открыты 340 новых предприятий торговли, которые дали дополнительные 2 тысячи рабочих мест. Оборот торговли вполне сопоставим с выручкой самой заметной отрасли нашего региона - чёрной металлургии.

За прошедший год он прирос более чем на 10 процентов и превысил 100 млрд. рублей. В докризисные годы прирост был более весомым - до 17%.

Статистика показывает, что происходит перераспределение потока покупателей внутри отрасли. Всё больше товаров продаёт стационарная торговля и уменьшается доля её конкурента, торгующего под открытым небом или под лёгким навесом. В середине 90-х на рынках и ярмарках продавалось более половины товаров, а сегодня осталось менее 13 процентов.

Анализ конкурентной среды, проведённый антимонопольным ведомством на рынке розничной торговли продовольственными товарами, показал, что в регионе уменьшается доля магазинов так называемой шаговой доступности за счёт увеличения присутствия федеральных и местных торговых сетей. Доля самой крупной иногородней сети уже достигла 30% и, как ожидается, её владельцы на этом не собираются останавливаться. Это означает, что этой структуре грозит включение в список монополистов.

Монополизм в торговле - результат поддержки властей. На протяжении всех 20 лет, прошедших со времени выхода Указа президента о свободе торговли, губернаторы и мэры говорили мелким лавочникам, чтобы они перестали "спекулировать" и занялись полезным делом - производством. Власти помогали им сделать правильный выбор, вытесняя их киоски с проходных мест на окраины.

И в результате малому бизнесу со своим товаром некуда деться. Ведь торговым сетям проще и выгоднее работать с одним крупным поставщиком, чем с несколькими мелкими, поэтому они придумывают разного рода бонусы и премии, чтобы на свою полку не пропускать малый бизнес с небольшой партией продукции.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах