aif.ru counter
241

Эксперт: «Онлайн-кассы могут погубить розничные рынки»

Применение онлайн-касс может подкосить целый пласт предпринимателей, считает исполнительный директор Ассоциации рынков и ярмарок Белгородской области Дмитрий Прохоров.

Места, где небогатые продавцы обслуживают таких же небогатых покупателей, могут вообще исчезнуть в стране.
Места, где небогатые продавцы обслуживают таких же небогатых покупателей, могут вообще исчезнуть в стране. © / pixabay.com

С 1 июля 2019 года большинству предпринимателей предстоит перейти на онлайн-кассы, за исключением отдельных категорий, предусмотренных законодательством. О том, какими проблемами это может обернуться для развития рыночной торговли в стране, «АиФ-Черноземье» беседует с исполнительным директором Ассоциации рынков и ярмарок Белгородской области Дмитрием Прохоровым.

Не будет ни рынков, ни ярмарок?

Ольга Лакинская, «АиФ-Черноземье»: Дмитрий Сергеевич, закон о введении онлайн-касс обсуждался давно, отсрочка их введения предоставлялась – в чём всё-таки проблема?

Дмитрий Прохоров: Проблемы возникнут прежде всего у представителей рыночной торговли, более того, они могут привезти к полному коллапсу. Вопросы применения контрольно-кассовой техники хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории оптовых и розничных рынков, рассматривались на всероссийских конференциях и встречах с руководителями рынков в Москве, Татарстане, Московской и Белгородской областях. На каждой из встреч звучал вывод о том, что проводимая политика может привести в конечном счёте к исчезновению розничных рынков.

- Но разве ситуация на рынках такая уж тяжёлая?

- Да, ведь за последние десять лет, после принятия Федерального закона № 271 – ФЗ  от 30.12. 2006 г. «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», количество розничных рынков в стране сократилось более чем в пять раз, удельный вес продукции отечественных товаропроизводителей реализуемой на рынках, упал с 26 до 6%. Количество торговых мест на розничных рынках за эти годы сократилось  с 1200 тысяч до 280 тысяч, а экономические потери государства в виде снижения уплаты налогов в бюджеты разных уровней, в связи с ликвидацией розничных рынков и сокращением торговых мест на них, составляют десятки миллиардов рублей в год.

Применение контрольно-кассовой техники приведет к дальнейшей ликвидации оставшихся розничных рынков и традиционных рыночно-ярмарочных каналов сбыта продукции в целом. В конечном итоге, это приведёт к росту безработицы, снижению конкурентоспособности и эффективности отечественной товаропроводящей инфраструктуры, усилению монополизации каналов сбыта и обострению проблемы реализации отечественного продовольствия на внутреннем рынке.

Регионы не готовы

- Но при чём тут именно онлайн-кассы?

- Как показали исследования этой проблемы, многие регионы оказались не готовы к внедрению ККТ на розничных рынках. В большинстве случаев на  оставшихся розничных рынках продолжают работать люди пенсионного или предпенсионного возраста с невысоким уровнем дохода, которые не готовы  к затратам на покупку и обслуживанию этой техники.

Из-за онлайн-касс арендаторы начнут массово уходить с розничных рынков, а это приведёт к ещё большему росту безработицы и к снижению налогов, поступающих в государственный бюджет. 

- И что нужно сделать, чтобы этого не допустить?

- Участники всероссийской конференции особо подчёркивали, что необходимо перенести срок начала применения ККТ с 1 июля 2019 года на два года. Это позволит предпринимателям адаптироваться к новым требования федерального законодательства и сохранить при этом свой бизнес в сложных экономических условиях.

Кроме того, на наш взгляд, необходимо разграничить понятие «оптовый продовольственный рынок» и «розничный рынок». Как показывает зарубежный опыт, на крупных оптовых продовольственных рынках расчёты  между оптовым поставщиком или продавцом и оптовым покупателем, как правило, осуществляется безналичным расчетом, так что на таких оптовых рынках необходимо применять контрольно-кассовую технику. А вот на розничных рынках большинства субъектов РФ торговля осуществляется в  основном физическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которые не имеют возможности приобретать и использовать ККТ.

Прозвучавшая инициатива властей привлекать управляющие компании к административной ответственности за нарушение лицами, осуществляющими деятельность на территории рынков законодательства по использованию ККТ, не обоснована и противоречит действующему  законодательству, ведь основной задачей управляющих компаний на таких рынках является создание условий для организации торговли продуктами питания, а осуществление контрольно-надзорных функций - это прежде всего задачи государственных контролирующих органов.  

Как управлять и кому контролировать? 

- В чём это проявляется?

- Согласно действующему законодательству, проверки порядка применения контрольно-кассовой техники осуществляют налоговые органы, широкие полномочия которых указаны в статье 7 закона о применении ККТ. Такими полномочиями, даже в существенно усеченном виде, управляющие рынками компании не обладают, да и не могут обладать, являясь коммерческими организациями.

Очевидно, что мы в очередной раз наблюдаем ситуацию, когда задачи государственных органов перекладываются на плечи управляющих компаний, для которых ещё и предусмотрена ответственность за несвойственную им функцию надзора за другими хозяйствующими субъектами. Чтобы наделить такими полномочиями управляющие компании рынков, нужны существенные изменения гражданского, налогового, административного законодательств.

Так что предложение о введении ответственности организаторов рынков за неприменение онлайн-касс их арендаторами является незаконным, не соответствует Конституции РФ, Гражданскому кодексу, иным нормативным актам. Ведь отношения управляющих рынками компаний и арендаторов  торговых мест являются гражданско-правовыми. Управляющая компания не имеет права вмешиваться в хозяйственную и финансовую деятельность арендаторов и нести  них ответственность.

- А есть закон, который регулирует эти вопросы?

- Деятельность управляющих розничными рынками компаний и арендаторов торговых мест регулируется Федеральным законом от 30.12. 2006 г . №271-0ФЗ «О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», которым предусмотрен ряд избыточных административных и иных ограничений, предъявляемых к организации и деятельности  розничных рынков. Данный закон ужесточил положение управляющих рынками компаний по вопросам организации рынков и положение торгующих в части выполнения требований к деятельности по продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг на рынке,  по сравнению с Федеральным законом № 381 – ФЗ от 28.12.2009 г. «Об основах государственного регулирования  торговой деятельности в Российской Федерации»

За период с 2006 по 2019 год мы видим, как рынки перестают быть предприятием, на котором люди небольшого достатка могут реализовать товар, предназначенный для такого же небогатого потребителя. На рынках стало очень много свободных мест. Большие сетевые маркеты, деятельность которых регулируется ФЗ №381-ФЗ, вытесняют данный сегмент розничной торговли.

Штрафами и карательными мерами не пополнить бюджет! Разорение категории предпринимателей, которые даже не относятся к среднему классу, осуществляющих свою деятельность на розничных рынках, обеспечивающих  себе какую-то работу и заработную плату, не просящих у государства  пособия по безработице, лишь усугубит негативное отношение к действующим законодателям и правительству. Мы считаем, что в данном вопросе нужно вести более гибкую политику и реально смотреть на возможности конкретного пласта населения.  

Предложение по упрощению процедуры к привлечению к административной ответственности лиц, осуществляющих деятельность на территории крупных рынков  - кстати, почему только на рынках? – без применения онлайн-касс, если понимать его как взыскание штрафа на месте, однозначно приведёт к коррупции.

Есть также предложение о пересмотре действующих критериев освобождения организаций и индивидуальных предпринимателей от обязанности применять ККТ на территории крупных оптово-розничных центров. По нашему мнению, пересмотр возможен только в случае  увеличения перечня критериев, дающих право организациям и индивидуальным предпринимателям не применять контрольно-кассовую технику и на территории крупных оптово-розничных рынков.

- Все эти предложения содержатся в письме Минпромторга России?

- Да, это документ №38945/15 от 11.06.2019 года, с которым мы выражаем свое категорическое несогласие. И не только представители Ассоциации в нашем регионе – нас поддерживают коллегии члены Ассоциации из самых экономически развитых областей России. 

По итогам обсуждения этих и других проблем, сдерживающих развитие рынков, Союзом оптовых продовольственных рынков России были подготовлены и направлены в адрес администрации Президента и правительства Российской Федерации предложения по совершенствованию  федерального законодательства. Надеемся, нас услышат!



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий

Самое интересное в регионах
Роскачество