Как сохранить искусство из глубины веков?

Фото: АИФ

   
   

Неисчерпаемый кладезь знаний

Краеведческому музею Валентина Титова посвятила 33 года своей профессиональной деятельности, 23 из них была его бессменным руководителем.

- Валентина Васильевна, вы окончили историко-английский факультет одного из орловских вузов. Почему вы пришли работать в музей?

- Интерес к истории появился ещё в школе на Дальнем Востоке. Вместе с учителем мой класс ездил по районам области и собирал информацию о репрессированных в 30-50-е годы XX века, которых ссылали в наши края. А после курса орловского краеведения мы почти всей группой пришли записываться в экскурсоводы. Поэтому после окончания института вопрос, куда идти работать, не стоял. На то время я уже была опытным экскурсоводом, и музей стал для меня неисчерпаемым кладезем знаний и культурных ценностей.

- Вы стояли у истоков воссоздания орловского музея полярного исследователя Владимира Русанова. Над чем приходилось работать и с какими трудностями сталкиваться?

- Самым сложным в формировании экспозиции оказался сбор личных вещей Владимира Русанова. Так случилось, что архив семьи не сохранился. В годы революции и Гражданской войны в доме исследователя жили посторонние люди, и многие ценные материалы были утеряны. И если вещевой фонд всё-таки удалось сформировать в Орле, то документальный пришлось собирать по разным городам. Ездила в Архангельск, была на архипелаге Шпицберген, где экспедиция Русанова открыла месторождения каменного угля, сотрудничали с Францией и Норвегией. В поисках материалов очень помогло Министерство морского флота и управление гидрографии СССР, ПО «Арктикуголь». Благодаря совместным усилиям музей Русанова удалось воссоздать всего за два года.

Самоотверженная профессия

- Получается, что хорошая экспозиция требует много сил и времени?

- В нашей профессии важна самоотверженность и любовь к своей работе. Зачастую перед открытием очередной выставки не спишь ночами, оформляешь, готовишься. Зато удовлетворение от сделанного компенсирует потраченные на это усилия. Приходилось сталкиваться с разными трудностями. Однажды, когда мы с Владимиром Ермаковым, ведущим сотрудником по экспозиционной работе, везли оборудование для Шатиловского музея, нас в дороге застал проливной дождь. И, как назло, сломалась машина. Приехали туда только ночью, сами выгружали оборудование. Промокшие насквозь, голодные и уставшие, вернулись домой в пятом часу утра. А уже через несколько часов пришлось обратно везти документы.

В тяжёлые 90-е годы мы стали заниматься выставками. Наши сотрудники на свой страх и риск, без сопровождения охраны, привозили из разных городов коллекции. Так в краеведческом музее появились выставки янтаря, вологодского и елецкого кружева, хохломы.

- А жители как-нибудь участвуют в формировании выставок?

- В 80-90-е годы люди очень часто приносили в музей ненужные для них вещи, которые зачастую представляли собой историческую ценность. Так от жителей города поступили документы, образцы посуды 30-х годов, изделия из стекла и дерева, старинные фотографии и другое. Сегодня же многие редкие экземпляры орловцы попросту выбрасывают, а если что и предлагают музею, то за деньги, которых у нас, к сожалению, нет.

Бедственное положение

- Что представлял собой крае­ведческий музей в советское время? И в каком состоянии он находится сейчас?

- Музеи нашей области можно разделить на два направления: литературное -творчество писателей-орловцев - и краеведческое. В советское время работникам музея выдавалось методическое письмо, в котором чётко было прописано, что можно и нужно показывать посетителям. Жёсткая цензура не оставляла без внимания даже книгу отзывов, неугодные страницы вынимались.

Большие потери понёс краеведческий музей в годы Великой Отечественной войны, когда при эвакуации фонда были утеряны редкие коллекции, такие как письма Суворова, фарфор, золотые и серебряные предметы, головные уборы, городской костюм. Обратно вернулась только третья часть.

Сегодня краеведческий музей, основанный в 1837 году, находится в сложной ситуации. Прежде всего это связано с обеспечением сохранности государственного музейного фонда, который насчитывает почти 200 тысяч наименований. А это сотни различных коллекций, которые требуют своего температурного режима и особых условий хранения.

Для современного музея необходимы более просторные помещения и новые технологии. А для этого нужно построить или выделить соответствующее здание. Мы много раз по этому поводу обращались в областную администрацию, но пока безрезультатно.

- Валентина Васильевна, а как сейчас обстоит ситуация с кадрами?

- Наши музеи испытывают жуткий кадровый голод. Среди наших сотрудников остались настоящие энтузиасты своего дела, которые прилагают огромные силы по сохранению истории и традиций родного края. А выпускники институтов за копеечные зарплаты работать в музеях не спешат. Они просто не смогут прокормить свои семьи. В наше время зарплаты были достойные. Не покидала твёрдая уверенность в завтрашнем дне. Мы могли себе позволить отдых на море практически каждое лето. А сегодня на денежное довольствие в шесть тысяч рублей прожить очень сложно. Разница между чиновниками и бюджетными служащими огромна и несопоставима.  

Досье

Валентина Васильевна Титова

Кандидат исторических наук, член Президиума Союза музеев России. В 2003 году стала лауреатом орловского областного конкурса «Женщина-директор года» в номинации «Культура», а в 2009 году - лауреатом Всероссийской историко-литературной премии имени Александра Невского. Её плодотворная деятельность отмечена почётными грамотами и знаком «За достижения в культуре».

Смотрите также: