Что дает сегодняшний день нашему поколению? Спешку: мы постоянно куда-то торопимся, поглядывая на часы. Экономию времени: мы приучили технику делать работу за нас. Интернет: он научил нас громко думать, потому мы все чаще молчим в жизни. А еще сегодняшний день постепенно забирает нашу национальную память: мы потихоньку забываем, как шить, мастерить, вести хозяйство и т.п. Правда, порой современные люди предпринимают попытки вернуться в прошлое. Туда, где пища готовилась на костре, женщины занимались рукодельем и ждали, когда их мужчины вернутся с поля боя, где воевали с врагом…
Герои истории
Супруги Юлия и Андрей – жители Липецка. Их соединил интерес к исторической реконструкции.
Юля, в свою очередь, окончила исторический факультет Липецкого педагогического университета, и когда в 2007 году ее пригласили на реконструкторский фестиваль, нашла здешнюю атмосферу родной.
– Когда я приехала на фестиваль, шел дождь. Вокруг ходили люди в средневековых костюмах. Горели костры, звучала музыка, тут и там виднелись палатки. Будто я вернулась на несколько столетий назад. Как историка, меня это сразу заворожило, – вспоминает Юлия. – Я поняла, что буду ездить на такие мероприятия много раз.
Сейчас Юля и Андрей – вместе состоят в реконструкторском клубе Липецка «ИЕОК». В клубе воссоздается эпоха Раннего средневековья, отображается быт ремесленников. Здесь можно встретить прототипы как славян (вятичей, радимичей, северян), так и жителей Скандинавского полуострова. Участники клуба своими руками изготавливают изделия из кожи, дерева; кроят, ткут, шьют одежду предков.
– Многие клубы реконструируют даже еду, точнее, способ ее приготовления. Люди готовят чечевицу, крупы, молочные продукты. Кто-то привозит на фестиваль курочек, барашков, коз, – рассказывают Григорьевы.
Сегодня в клубе «ИЕОК» 20 человек. Несмотря на то, что деятельность клуба, по большей части, «ремесленная», некоторые представители клуба предпочитают «воевать». Они принимают участие в постановочных битвах реконструкторов на тематических фестивалях (один из этих воинов – Андрей Григорьев).
Юля и Андрей женаты почти два года и за это время они поняли, что рады заниматься общим делом.
– Когда зал или спальня забиты мечами, шлемами, кольчугами – это может раздражать неискушенного человека. А меня – нет, даже приятно, – делится мыслями Юля. – Иногда я говорю: «Андрей, давай купим новый шлем. Обязательно надо тебя защитить».
Немного теории
Что же представляет собой историческая или, как часто добавляют, военно-историческая реконструкция? Группа людей, объединенных общим интересом к какой-либо эпохе, воссоздают быт и другие материальные акцепты этих времен.
В России и мире сегодня есть несколько наиболее популярных реконструируемых периодов:
– Античный (Греция, Рим).
– Раннее средневековье (VII ¬– XI вв.) воссоздается быт викингов и славян.
– Высокое средневековье (XII¬–XIII в.).
– Позднее средневековье (XIV¬–XV).
– Новое время (XVI¬–XVIIв.).
– Наолеоновские войны.
– Первая мировая война.
– Вторая мировая война.
В Липецкой области одним из первых реконструкторских объединений стал клуб «Копье», появившийся в 1998 году. Также у истоков субкультуры стояла объединенная дружина «Южная Русь», в которую вошли белгородские, московские, курские и другие клубы. На сегодняшний день «Южная Русь» известна тем, что организует одни из самых масштабных реконструкторских фестивалей в Липецкой области – «Русборг» и «Ладейное поле». Ежегодно эти мероприятия собирают от 600 до 800 участников не только из Липецка, но и близлежащих городов. На мероприятиях проводятся рыцарские турниры, бугурты, битвы, лагерь живет в духе разных эпох.
Грань между реконструкцией и ролевой игрой
Иногда реконструкцию и ролевые игры ошибочно объединяют в одну субкультуру. Как рассказывают Григорьевы, с виду эти направления схожи: группа людей переодевается в некий антураж и изображают из себя то, что было и то, чего не было.
По большому счету, и реконструкция, и ролевые игры – хобби. Отличаются они уровнем воссоздания материальной культуры. Ролевики, чаще всего, создают мир фэнтези. Основа их хобби – игра. И только от желания самого ролевика будет завесить степень правдоподобности его костюма, размер затрат на антураж. У реконструкторов дело обстоит куда серьезнее. Отличительная черта воссоздания быта определенного периода – подлинность.
– Если ролевик сделал себе меч из лыжи, и это прокатило, то для реконструкции такое неприемлемо, – поясняет Андрей.
Самый почитаемый в реконструкции способ воссоздания предметов быта наших предков – аутентичный. Все вещи, будь то народный костюм или столовая ложка, делаются тем же способом, каким их изготавливали представители реконструируемых эпох. Другой метод, более простой, – стилизация. Облик предмета похож на реконструируемый, но способ его изготовления – современный. Так, изготовленная на станке ложка, по мнению реконструкторов, передаст дух эпохи в меньшей степени, нежели ложка, изготовленная аутентичным способом.
Чему учит реконструкция?
– На фестивале человек учится правильно поставить палатку, развести костер, – рассказывает Андрей, – сварить еду, которую гораздо сложнее приготовить в полевых условиях, нежели дома у плиты.
– Кстати, еда на костре получается гораздо вкуснее, – добавляет Юля. – Некоторые девочки, приезжающие на фестиваль, готовят впервые на огне и знают, как это непросто.
Кроме походных навыков реконструкция учит истории и культуре. Интересные факты открываются участникам клубов о жизни предшествующих народов.
– Настоящий реконструктор, прежде чем сшить себе костюм и приехать на фестиваль, должен изучить много литературы, ознакомиться с историческими, культурными, археологическими источниками. Если ты сшил историчную рубашку, штаны, обувь и приехал в них на фестиваль – ты должен объяснить, из каких источников была взята информация об именно таком их облике. Сомнений касательно подлинности предметов быта не должно быть, – говорит Андрей.
Кого берут в реконструкторы?
Для того чтобы стать участником турнира, нужно быть физически подготовленным. И вооружение, и защитные доспехи – вещи довольно тяжелые. Вес самого тяжелого рыцарского костюма – 20-25 кг. Для человека, в обычной жизни не поднимающего ничего тяжелее компьютерной мыши, такая ноша может стать непосильной. Недаром в реконструкторские движения часто приходят профессиональные спортсмены, что неудивительно – хобби постепенно претендует на звание не только субкультуры, но и спорта. В настоящий момент существует ряд клубов, по большей части московских, которые профессионально подготавливают к турнирам. Это клубы: «Бойард», «Берн», «Паладин».
Что представляет собой постановочная битва?
На турнирах, бугуртах, сражениях воссоздается боевое взаимодействие, рассказывает Андрей. Участники одеваются в доспехи, шлема, вооружаются и моделируют битвы.
– Для того чтобы ты мог взять в руки аутентичное защитное и наступательно вооружение, ты должен быть соответствующим образом подготовлен – как с физической точки зрения, так и с позиции экипировки, – замечает Андрей Григорьев.
О том, как должна проходить битва, реконструкторы узнают из исторических источников. А в связи с тем, что сегодня турниры популяризуются, канонические приемы отходят на второй план, в постановку битв вносятся некие современные коррективы. В результате, можно наблюдать захватывающее зрелище.
Техника безопасности
Оказывается, в каждом реконструкторском клубе есть свод правил по технике безопасности. Правила боевого взаимодействия едины для всех. Основные их пункты: кромки оружия – затуплены, колющие предметы скруглены под определенным радиусом, рубящая кромка сведена к двум миллиметрам. Потому поединки не представляют реальной угрозы для участников.
Реконструкторы и социум
Некоторые люди, глядя на костюмы реконструкторов, недоумевают: зачем? Почему этим ребятам не живется спокойно среди компьютерных технологий, автомобилей, кофеварок и других достижений современной цивилизации? Их занятие – попытка уйти от реальности, отгородиться от социума?
– Нынешнее время ценится не меньше, чем воссоздаваемое,– говорит Андрей. – Любой адекватный человек понимает, что жить в прошлом – довольно проблематично. Современный человек не приспособлен к той жизни, которую мы реконструируем – слишком велика его привязанность к современным бытовым удобствам. Конечно, если ему в одночасье придется их лишиться, он сможет прожить и так, но ему это не понравится.
Кем являются реконструкторы в обычной жизни? Менеджер по закупкам, рабочий на заводе, директор банка, строитель, учитель, доктор, – это далеко не полный список профессий состоящих в клубах реконструкции. Правда, многие из них, как, например, Андрей, предпочитают не афишировать свое хобби на работе. А кто-то – наоборот – старается донести всю суть любимого дела до окружающих своим внешним видом.
Популярный вопрос «Зачем?»
– Главная цель выезда на мероприятия – общение с людьми, разделяющими твои интересы. Мы общаемся на темы, которые нас интересуют, – говорит Андрей.
Супруга полностью разделяет его мнение:
– О компьютерах мы на фестивалях не вспоминаем. Девушки разговаривают о бусиках, о платьях – кто из какой ткани сшил, чем покрасил… В реальной жизни не с кем это обсудить…
Реконструкция и стереотипы
Стереотипов, которые чаще всего приходится слышать, – два. Первый из них звучит примерно так: «Реконструкция – повод собраться всей толпой на фестивале и дружно напиться». Андрей и Юлия смеются над подобными высказываниями. И приводят некоторые, опровергающие данный штамп, цифры.
– Базовый комплекс обмундирования периода 9-11 веков, в котором можно воевать, в специализированных магазинах стоит от 20 до 40 тысяч рублей. Конечно, можно затратить меньше денег и сделать антураж своими руками, но все равно придется потратиться на материалы. Женский костюм обходится дешевле, потому что девушкам не нужны доспехи и оружие.
Так что, прежде чем поехать в лес просто выпить с друзьями у костра, задумайтесь, готов ли человек потратить такую кругленькую сумму. Нет? Тогда переходим к следующему стереотипу.
Второй стереотип касается возраста. Реконструкция – субкультура, и, по мнению многих, имеет свойство со временем «проходить», как простуда.
Смотрите также:
- Историческая реконструкция: от прошлого - к себе, настоящему →
- Создатель клуба уличных спортсменов об увлечениях молодёжи →
- В Орле создают исторические реконструкции →