День кино: директор воронежского кинофонда о закулисье современного кинопроката

 

   
   

Об этом и многом другом в преддверии Дня российского кино рассказал  Валентин ГОРДЕЕВ, директор Воронежского областного кинофонда.

Всё для народа

Валентин Владимирович, раньше даже в самых отдалённых сёлах работали клубы. А что сейчас?

– Вы верно заметили: в областном центре достаточно площадок, где можно увидеть все новинки кино. А вот для села это – проблема. Ещё в начале 90-х годов состояние кинообслуживания сельских районов было не в пример лучше – тогда у нас работало 780 киноустановок в клубах, кинотеатрах, домах культуры. К 2008 году их осталось 108, а в 2012 уже 97. Многие из них из-за длительного простоя уже не подлежат восстановлению. А всё потому, что в 90-х годах резко сократилось финансирование киноотрасли в отдельных районах, а в некоторых и вовсе прекратилось. Многие кинотеатры были закрыты, проданы, перепрофилированы. Сегодня кинопоказ существует лишь в половине районов, а в 17 он отсутствует. Причём, среди этих районов есть и крупные: Бутурлиновский, Лискинский, Россошанский. Ситуация усугубляется ещё и тем, что на наших установках можно крутить только плёночные носители. Отсюда парадокс: кинофонд располагает огромным количеством фильмов, но они пылятся на складе, потому что их негде показывать. 

– Планируется как-то развивать кинопрокат в сёлах?

– Разработана областная целевая программа «О развитии сельской культуры в Воронежской области». Она захватывает все отрасли культуры, в том числе и кино. Будет приобретаться цифровое оборудование, которое установят, в первую очередь, в тех районах, где нет кинопоказа. А кинофонд также приобретёт оборудование для перевода плёнки в цифровой формат. 

   
   

Какова ценовая политика в районных кинотеатрах? Билеты так же дороги, как и в Воронеже?

– Для частников, а в Воронеже все кинотеатры частные, дистрибьюторы диктуют свои условия: цены, количество сеансов в день, время проката. У нас политика другая. Это решается на уровне муниципального района: учитывается платежеспособность населения. Можно поставить цену и в 200 рублей, только тогда зрителя не будет. Как правило, цены колеблются от 50 до 70 рублей для взрослого и от 10 до 20 рублей – для ребёнка. Такие цены не могут давать прибыль. 

«Мэйд ин Раша»

А каков в районах репертуар?

– Не надо думать, что сёла пользуются старым фильмофондом. Мы ежеквартально приобретаем фильмы на кинорынках. Если частные кинотеатры берут фильмы в прокат – заказывают их напрямую у дистрибьюторов, то мы вынуждены покупать киноленты. На это выделяет средства региональный Департамент культуры и архивного дела. На территории области невозможно собрать такое количество прокатной платы, чтобы удовлетворить потребности дистрибьюторов. Поэтому мы покупаем кинокопию и право проката на территории области, чтобы не нарушать авторские права. Так лента с фильмом кочует по кинотеатрам районов. В течение года мы закупаем около 50 – 60 фильмов. Мы стараемся приобретать больше российского кино, но берём и зарубежное. 

– Какого качества наше современное кино?

– К сожалению, качество оставляет желать лучшего. Вспомните, ведь были фильмы «Москва слезам не верит», «Экипаж», «Не могу сказать прощай», которые собирали миллионы зрителей. Система подготовки кадров тогда была лучше, сегодня же она разрушена: актёры у нас хорошие, а вот производственная подготовка – режиссура, операторская работа и пр. – далеки от зарубежной. 

За фильмом - на рынок

Как выбираете, какой фильм купить?

– На кинорынке каждый дистрибьютор выставляет названия своих лент, как правило, это 1– 2 лучших картины. И уже из них мы выбираем. Конечно, порой ошибаемся. В течение года на экраны страны выходит около 800 фильмов, 600 из них выпускает Голливуд. Всё это посмотреть невозможно, да и не нужно. Главная задача нашего учреждения – вычленить настоящие фильмы, а не «дешёвые» поделки. Особое внимание обращаем на детское кино, которого в России выпускают очень мало. Мы сейчас вынуждены закупать детскую зарубежную анимацию, потому что российской просто нет. 

Что вы имеете ввиду под словом «дешёвые» поделки?

– В Голливуде существует система выпуска фильмов, которые не показывают в Америке. Они идут только в кинотеатрах других стран. Таких фильмов очень много. Эти фильмы, как правило, не несут никакого смысла. 

Кроме того, есть фильмы, которые выпускаются на короткий прокат. Например, «Живая сталь». Всего четыре месяца, а потом он снимается с экрана.

– Во времена СССР в разных кинотеатрах шли разные фильмы, а сегодня везде одинаковый репертуар. Почему? 

– Все ездят на кинорынки и работают с одним и теми же дистрибьюторами. Иногда кинотеатры, где больше залов, могут себе позволить взять фильм, который не пойдёт у других. В месяц в кинотеатре идёт около 30 фильмов, а стоящих из них только 3-4. Раньше такого количества фильмов не было. В «Пролетарии» работало три зала, в «Спартаке» – один и так далее. Конечно, фильмы шли разные. Тогда был ценз на количество выпускаемых картин: 75% российского производства и 25% – зарубежного. Сейчас, кстати, в Госдуме решается вопрос об установлении квоты в показе фильмов. Пока закон рассматривается во втором чтении. Предлагается ввести закон, чтобы в кинотеатрах российского кино было не менее 25% из общего количества фильмов, которые выпускаются в стране. Сейчас это не соблюдается, поэтому происходит перекос в сторону зарубежных картин. Российскому кино трудно протиснуться на экраны, потому что существует сетка, по которой должны работать кинотеатры, и для нашего кино там практически нет места. Так что есть хорошее кино, но нет возможности его показать. Это настоящая борьба.

Смотрите также: