Вперёд, в прошлое?
Елена Годлевская, АиФ-Орёл: – Николай Дмитриевич, я знаю, что вы занимаетесь кинопрокатом более четверти века, а значит, можете объяснить, почему в годы советской власти кино было «хорошее» и «плохое», после раскола СССР кино стали делить на отечественное и зарубежное, а теперь вот говорят о патриотическом и непатриотическом. В чём вектор развития?
Николай Медведев: – Ох, не факт, что развития.
В советское время я больше был зрителем, и мне казалось, что кино было – хорошее и никакое. Но с точки зрения Медведева сегодняшнего, повзрослевшего, кино тогда было воспитательное и развлекательное и изначально выражало ценности той страны, в которой мы жили. Неназойливо, подспудно. И зарубежное кино решало эти же задачи, приходя к нам как эхо международных фестивалей. Даже Голливуд работал на общечеловеческие ценности, показывая нам чаплиниаду да Гойко Митича в роли отважного индейца, борющегося за свободу против мира капитала и несправедливости.
А потом государство на волне так и не понятой мною демократии ушло и из процесса кинопроизводства, и из процесса кинопроката, и на экраны повалилось огромное количество зарубежных поделок. Постепенно из обихода исчезло слово «прокатчик», появились «менеджеры», а последним всё равно, что продавать: ботинки, сметану или фильмы. И зритель перестал встречаться с умными фильмами, которые требовали интеллектуальных усилий. Авторское, клубное кино исчезло. Осталось развлечение. Нас догнали стандарты Голливуда – когда фильм можно смотреть по системе нон–стоп: заходи в зал на 10, 20, 30–й минуте – ничего не потеряешь. А «попкорнизация», когда твой сосед в зале, чавкая, уничтожает поп–корн, вовсе отвратила умного зрителя от походов в кинотеатр.
А патриотическое кино – это лёгкое прозрение государства, это попытка возвратиться к воспитательной функции. Так что вектор возвращается к исходной точке. Но разрушенная система кинопроката и диктат хозяев кинолент порой сводит всё на нет, есть претензии и к качеству фильмов.
Входим и… выходим
– Вам не нравится качество патриотических фильмов?
– Они разные. Есть такие, от которых порой мороз по коже. Такое впечатление производит, к примеру, «Мы из будущего» – последние кадры фильма, когда один из героев камнем сдирает в кровь кожу, пытаясь содрать нацистскую татуировку, пробирают до самых костей. Мы вот говорим: на Украине фашизм. А у нас разве нет такой же проблемы? Скинхеды, до этого – РНЕ, ещё раньше – «Русская партия», формирующая списки на уничтожение сотен орловцев…
А есть второй и третий фильмы «Утомлённые солнцем» Никиты Михалкова, реклама которых привела в залы массу людей, а отсутствие смыслов выводила их оттуда задолго до окончания фильма. Или «Сталинград» Бондарчука–младшего. Ну какой же это Сталинград?!
– Дело в названии? А если бы он назвал фильм, ну, не знаю, например, «Моя война»?
– «Войну» Бондарчука Бондарчук пусть делает на свои деньги, но здесь были потрачены государственные средства, так что это – государственный «Сталинград», а значит, и спрос с него – как с государственного.
– А на патриотическом кино можно заработать?
– Это зависит от качества фильма и условий его проката. К примеру, «Утомлённые солнцем – 2. «Цитадель» нам предлагали на жёстких условиях: чтобы было семь сеансов в день, и он одновременно шёл во всех залах. Зачем, если он не набирает даже одного зала? Мы понимаем: глупость, а нам говорят: не согласны – не дадим фильм вообще! Или другой пример – за прокат «Сибирского цирюльника» с нас потребовали, чтобы мы заплатили 50 центов с каждого жителя области! Мы ответили: «Так как живём в Российской Федерации, у нас только рубли, и жители Орловской области не готовы рассчитываться со студией «Слово» Никиты Михалкова центами». Так что орловский зритель вынужден был обойтись без этого шедевра.
Но главная проблема: где взять патриотические фильмы? Раньше была такая организация: Госкино, где было всё. Потом её ликвидировали. И мы, прокатчики на местах, теперь даже не знаем, что и где есть в нашей стране из фильмов. Вот те же «Мы из будущего» мы показывали трижды. Я бы и в четвёртый раз его привёз в Орёл, но его нигде нет! Как нет сотен, тысяч фильмов, вышедших на экраны в прошлом!
– Так вы поэтому не показываете советское кино?
– А где его взять?!
– Но согласитесь, смотреть сплошь французские ужасы и американские боевики надоедает.
– Отечественного кино не хватает, согласен. Не хватает экранизаций литературных произведений. В результате «ЕГЭшное» среднее образование и усреднённое высшее рождает сентенции типа: что вы бьётесь за сохранение Дома Лизы Калитиной на Дворянке, если Тургенев никакой не великий русский писатель, жил в Париже и хаял Россию – это я на днях прочёл на самом популярном орловском сайте. Вот до чего дожили. Мы много говорим о великой русской литературе, а «Анну Каренину» сняли американцы.
Не абы гроши платили
– Вы, с одной стороны, гражданин и хотите воспитательное кино, а с другой – бизнесмен, которому должно быть всё равно, что показывать – лишь бы деньги платили. Как согласуется одно с другим?
– Должен сказать, что вы неверно обозначили выбор. Деньги платят только за хорошее кино, но именно оно в дефиците. Совсем нет европейского кино – шведского, немецкого, итальянского, румынского, нет азиатского кино – его просто негде купить. А ведь именно европейское кино открыло нашему зрителю Бергмана, Феллини, Кустурицу и т. д.
– Кинопрокат – хороший бизнес? Сколько сегодня зарабатывает кинотеатр и как делится выручка?
– Работает 18 человек, средняя зарплата – 11,6 тыс. Это хороший бизнес, на ваш взгляд?
А делится выручка просто: 50:50. Половину отдаём владельцам фильмов, половину оставляем себе, из чего и платим зарплату, налоги, коммуналку. Как и при советской власти, к слову. Тогда были те же пропорции. Только 50% шло государству в виде акциза – на кино был акциз, как сегодня на водку, на что и существовало кинопроизводство – кинопрокат ведь давал стране второй бюджет после алкогольной продукции, а 50% оставалось в «Орёлкиносервисе».
– А в Орле сегодня не переизбыток киномест?
– Мы как–то натолкнулись на мировую статистику, посчитали и получилось, что в Орле число мест в кино на тысячу жителей больше, чем в Париже! Так что сбылась моя давняя мечта: каждый зритель в Орле получил по мягкому месту. Если бы в нашей стране прокатчикам помогали пропагандировать отечественное кино так же, как во Франции, где государство доплачивает за возможные финансовые убытки от проката собственного кино, это могло бы стать большим подспорьем в деле воспитания нашего зрителя.