Братья Ладыгины более полувека ведут фотолетопись Тамбовщины

   
   

Тамбов, 15 апреля – АиФ-Черноземье

Сегодня Алексей Ладыгин – гость редакции «АиФ-Тамбов».

ТДЛ

АиФ: – Алексей Николаевич, что за атмосфера царила в вашем доме, где собралось под одной крышей столько разных художников в широком понимании этого слова?

А.Л.: – Папа писал стихи в основном по ночам, он не терпел никакого шума. А вечерами у нас собирались тамбовские поэты и художники. Папу как поэта признавали и знаменитые российские писатели. В нашем доме бывали Пётр Проскурин, Николай Глазков, Борис Примеров, Василий Фёдоров и другие. Наш дом называли ТДЛ – творческий дом Ладыгиных. Почему все любили нашу семью? Говорили, что у Ладыгиных можно не только выпить и закусить, но и поругать советскую власть – никто не напишет донос. Кстати, папа был из раскулаченных. За его непролетарское происхождение он был исключён из художественного вуза. А потом попал под сокращение в художественном фонде области как художник, не имеющий специального образования. Но он не сломался, до конца жизни не расставался с кистью. 

Позднее признание

   
   

АиФ: – Признание к поэту Николаю Ладыгину пришло поздно?

А.Л.: –  Да, папа писал палиндромы, когда стихи можно читать не только слева направо, но и наоборот. Некоторые и сегодня говорят, что это не поэзия. Евгений Евтушенко включил несколько стихотворений Николай Ладыгина в свою знаменитую антологию, что говорит о высоком уровне поэтического мастерства папы. Его стихи необыкновенно музыкальны, с необычной образной системой. Нужно обладать высокой поэтической культурой, чтобы по достоинству оценить его творения. 

В 1970 году вышла первая журнальная публикация стихов отца. О палиндромах Ладыгина узнала вся страна. Но при жизни ему не удалось выпустить ни одной книги. Только после его ухода было издано четыре поэтических сборника. Между тем отец продолжал с увлечением заниматься живописью. Он участвовал в городских, областных и всесоюзных художественных выставках.

Николай Иванович очень любил жанр пейзажа и посвящал работе на пленэре много времени и сил. В тёплое время года он каждый день выезжал на моторной лодке на Цну, чтобы писать этюды. Образцом для него были живописные работы Шишкина.

Портрет за ведро картошки

АиФ: – Как вы оказались в Тамбове? Ведь ваша семья родом из Рославля Смоленской области…

А.Л.: –  Во время войны нас эвакуировали вместе с детским домом в Тамбовскую область. Мама на родине работала воспитателем, а уже здесь, более 10 лет, – директором Вельможского детского дома. К нам много лет приходили письма от бывших воспитанников, которые считали Александру Ивановну своей мамой. Папа, чем мог, помогал маме в детском доме: организовывал художественную самодеятельность, писал пьесы для детского театра, показывал фокусы, добывал дрова и пропитание. За ведро картошки писал портреты местных жителей. 

Ладыгинская марка

АиФ: – С какого года вы стали профессионально заниматься фото­графией?

А.Л.: –  Борис начал фотографировать в 1944 году. Он восемь лет служил в армии, там и научился владеть камерой. Понятно, что я тянулся за старшим братом. Потом мы работали вместе под маркой «братья Ладыгины». Сегодня в нашем архиве тысячи и тысячи негативов и снимков. 

АиФ: – В каком жанре вы предпочитаете работать?

А.Л.: – Мы работаем «по старинке». В чёрно-белой фотографии есть особенная прелесть, какая-то недосказанность, простор для воображения, аристократическая приглушённость. Безусловно, главный наш конёк – это портрет. Настоящей творческой удачей считают цикл работ «Тамбовские мужики». В 50-70 годы прошлого столетия на Тамбовщине ещё сохранялся колоритный тип русского крестьянина. Это была особая порода людей. За ветхими одеждами, сапогами и лаптями скрывался высокий дух русского человека. Об этом говорят глаза всех людей, попавших в объектив нашей камеры. 

Завоевали Францию

АиФ: – Говорят, что ваши работы побывали и во Франции.

А.Л.: –  Да. Но мы с Борисом не были там. Выставку наших работ организовали без нашего участия. Но, судя по отзывам, наши работы там получили высокие оценки. Мы подготовили 40 своих фоторабот для выставки «Тамбов - Эльзасу: фото на грядущие века». Выставка открылась в Страсбурге и многие месяцы путешествовала по Франции. 

АиФ: – Борис Николаевич, к сожалению, ушёл от нас несколько лет тому назад. Вы сейчас продолжаете работать?

А.Л.: –  Конечно. Но каждая фото­графия всё равно выходит под маркой «братья Ладыгины». Конечно, есть и планы. Хочется организовать выставку папиных живописных и наших с Борисом фотографических работ на родине, в Рославле. 

 

Смотрите также: