В Тамбовской области воссоздается хоровое общество

Тамбов, 2 июня – АиФ-Черноземье. Сегодня художественный руководитель этого коллектива Ольга Городенская – гость редакции «АиФ‑Тамбов».

   
   

Аншлаг

АиФ.: – Ольга Львовна, романс сегодня интересен публике?

О.Г.: –  Судя по аншлагу последнего выступления «Русского романса» – да. Отрадно, что среди наших поклонников есть и молодые люди. Хотя, безусловно, у нас своя, я бы сказала, более утончённая, с хорошим музыкальным вкусом публика. А это ко многому обязывает.

АиФ.: – Есть ли какие-то предпочтения у любителей романса?

О.Г.: – Конечно. Самый популярный жанр – это городской или бытовой романс. Но в репертуаре нашего коллектива есть и классические романсы Сергея Рахманинова, Петра Чайковского и других признанных классиков.

Мини-спектакль

   
   

АиФ.: – Мне всегда казалось, что романс – это сольное, а не коллективное пение.

О.Г.: – В этом и кроется свое­образие нашего ансамбля. Мы стараемся за счёт многоголосия, интонационного и тембрального разнообразия вдохнуть новую жизнь в русский романс. Более того, находим новые формы подачи музыкальных произведений. Сегодня наш коллектив не просто исполняет тот или иной романс, он создаёт на сцене театрализованное представление, где есть и драматургия, и декорации, и интересные сценические движения. Словом, стараемся создать мини-спектакль.

Золотой век

                                                                         
Справка
«Русский романс» образован в мае 1990 г. На счету коллектива около 2 тыс. концертов в Москве, Санкт-Петербурге, Липецке, Сочи, Пензе, Владимире, Тамбове и Тамбовской области, а также в других городах. Министерство культуры РФ наградило ансамбль нагрудным знаком «За достижения в культуре». «Русский романс» – это Елена Лубинец, Татьяна Попова, Елена Коршикова, Людмила Зотова, Татьяна Керножицкая, Александр Якимов.

О.Г.: – Недавняя премьера, как и многие наши программы, сделаны именно в таком необычном ключе. Это направление часто называют театром романса. Наша новая программа посвящена «Золотому веку» русского романса, который пришёлся на начало XX века. Кумиры того времени – Александр Вертинский, Анастасия Вяльцева, Варя Панина, Пётр Лещенко, Алла Баянова.

Но уже в 30-годы этот жанр считался идеологически неблагонадёжным, даже буржуазным. Поэтому часть знаменитых артистов были вынуждены эмигрировать, а кто остался на родине – оказался в сталинских лагерях. Например, Вадим Козин в общей сложности отсидел шесть лет. Наша концертная программа «Сквозь времена и дали» посвящена именно этим исполнителям. Мы не только поем их произведения, но и рассказываем об их трагических судьбах, что, несомненно, усиливает эффект восприятия романса.

Не в тренде

АиФ.: – Но романс пока не прижился на современной эстраде. Взять, к примеру, недавний конкурс Евровидения, где наша участница Дина Гарипова исполнила песню в западной манере.

О.Г.: – И напрасно. На мой взгляд, если бы Дина Гарипова исполнила романс, то шансов на победу было бы больше. Нужно показывать национальное своеобразие, а не слепо идти за музыкальной «модой». Кстати, призовые места заняли именно те участницы, которые старались подчеркнуть национальные особенности своей страны. Да и на прошлогоднем Евровидении «Бурановские бабушки», несмотря на «любительский» уровень, смотрелись более колоритно. Удачно обработанная народная песня и национальные костюмы сразу же привлекли внимание публики.

Поэтому я уверена, что хороший русский романс позволил бы раскрыть потенциал нашей, без сомнения, одарённой певицы. Как правило, многие романсы пишутся на стихи признанных поэтов. А поэзия помогла бы создать некую драматургию, образ, подчеркнуть глубину характера и так далее. Слушатель, даже не зная русского языка, смог бы прочувствовать каждое слово. Русский романс не может никого оставить равнодушным...

Хочешь петь – иди на завод

АиФ.: – Ольга Львовна, вы – профессиональный хоровик. Кому, как не вам, знать, что сегодня происходит с хоровым искусством. 

О.Г.: – Расцвет хорового пения в нашей стране связан с такими именами, как Георгий Свиридов, Александр Юрлов, Борис Тевлин, Владимир Минский и другими. Помнится, в советские годы почти на каждом заводе, в школе, вузе был свой хор. Регулярно в стране, области, каждом городе и районе проводились конкурсы, фестивали. И это было здорово. Хор – это не просто пение – нечто большое. Хор объединяет людей, возвышает над суетой жизни, прививает хороший музыкальный вкус. С 90-х по 2000-е годы хоровое искусство, казалось, находится на грани исчезновения. В сёлах стали закрываться клубы, дирижеры хоровых коллективов в одночасье оказались не у дел. Вполне логично, что закрылось и дирижерско-хоровое отделение ТГУ им. Г. Р. Державина, где мы многие годы готовили специалистов, которые в глубинке поддерживали лучшие традиции хорового искусства.

Битва хоров

О.Г.: – Но, к счастью, в Тамбове удалось сохранить камерный хор имени Сергея Васильевича Рахманинова. При этом коллективе существует детский хор «Начало», арт-студия «Пятый океан» и мужской ансамбль Style Sound («Стильный звук»). Эти коллективы сегодня участвуют в престижных конкурсах и фестивалях. Кроме того, сегодня в области воссоздаётся хоровое общество, стали даже проводится конкурсы. Например, недавно в техническом университете прошла «битва хоров». На каждом факультете создан свой хор. Уровень этого конкурса меня, как одного из членов жюри, порадовал. Хотелось бы верить, что худшие времена для хорового искусства позади.

Смотрите также: