За роман «Русский крест» Александр Лапин был удостоен международной литературной премии имени Валентина Пикуля в номинации «За романы и публицистические произведения, продолжающие традиции русской исторической прозы». Кстати, это уже вторая награда в 2013 году. В апреле он получил премию в литературном конкурсе «Русский позитив» в номинации «Проза».
Книга уже есть в продаже и при желании вы можете с ней познакомиться. А мы сегодня публикуем интервью с самим Александром Лапиным, который рассказывает о своем литературном творчестве. И возможно, для многих наших читателей, казалось бы, хорошо знакомый автор раскроется еще и с этой неожиданной стороны.
«Хотел рассказать о своем поколении»
– Как произошел переход в вашем творчестве от журналистской работы, публицистики, – к художественной литературе?
– Наверное, каждый настоящий журналист мечтает создать нетленку. Что-то вечное. Так строители стремятся оставить после себя мосты или дворцы, учёные – открытия. А мы как люди пишущие хотим оставить книги. Плюс у каждого человека свой внутренний долг. Не выполнил его – и чувствуешь, что не совсем состоялся, реализовался. Так и для меня писательство – высшая форма духовного проявления. Осмысления своей жизни. Тяга к писательству периодически возникала и у меня, но полностью оформилась к 2000 году. Мы на тот момент проживали очень интересный исторический период. Распад великой империи… Радикальная смена культурного, экономического, политического строя. Такое бывает, наверное, раз в две тысячи лет. И просто пройти мимо, не описав эту грандиозную эпоху, было невозможно.
– Почему вы выбрали именно форму романа, а не, скажем, сугубо документальной книги воспоминаний?
– Я не сочинял произведение какого-то конкретного жанра. Просто хотел рассказать о своём поколении, товарищах. Но когда написал первую книгу – про юность героев, встал вопрос: а про армию? Институт? Пришлось рассказать и об этом. А так как ничего из происходящего не выдумывал, то получился типичный персонаж, узнаваемый. Родилась вторая книга. А дальше серьёзные вещи на сломе эпох – гласность, восстания... Написал третью. Жизнь вперед пошла – время «бури и натиска», как я его называю. Тоже было интересно. Так всё и собралось.
Что касается классических воспоминаний, то в этом жанре, конечно, можно изложить свою судьбу. А вот когда хочешь показать уже судьбу поколения – начинаешь рассказывать не только о себе и своих друзьях, но и о том, что происходило со многими нашими людьми. И тогда постановка вопроса сама разворачивает тебя в сторону романа.
«Современную литературу во многом делают торговцы»
– Учитывая, что память об описываемых временах еще свежа, и единого мнения о событиях тех лет пока не сложилось, можно ли назвать благодарным занятием создание книги о них?
– Я о благодарности не думаю. Было важно рассказать о грандиозных событиях, которые начались в девяностых и продолжаются сейчас. Ведь они бывают не каждый век и даже не каждую тысячу лет. Предыдущий раз смена общественного строя такого масштаба случилась две тысячи лет назад, во время падения Римской империи. Нечто подобное произошло и в России. Но в литературе пока адекватно не отразилось.
– В чем вы видите причину литературной невостребованности столь яркого и разнообразного материала из новейшей истории?
– Меньше всего хочется обвинять в чем-то писателей. Им сегодня можно посочувствовать, как и всему литературному процессу, который обезображен товарно-денежными отношениями. Будем говорить честно: современную литературу во многом делают не писатели, а торговцы. Что продается, то и пишут. То есть пишут-то, может быть, и другое, гениальное и потрясающее, но мы с вами, боюсь, эти плоды трудов не скоро увидим. Настоящая литература нужна читателям, но не издателям. Мне в этом смысле проще. Для меня писательство не основная деятельность. Я не живу с книг. Ем свой хлеб. Не связан с издательствами, никому не должен. Поэтому мне можно спокойно и обстоятельно обо всём поразмыслить. Я самодостаточный человек.
И еще. Писательство всегда было индивидуальным, сугубо личным делом. Но сегодня мы видим технологии, ставящие его на поток, и, конечно, понижающие уровень написанного. Количество книг, которое выходит из-под пера отдельных авторов, говорит само за себя. Мыслимое ли дело: писательница заявляет, что раньше выпускала книгу раз в три месяца, а теперь решила делать это не чаще, чем в полгода! Понятно, что ни за три месяца, ни за шесть написать роман невозможно.
– А почему наша действительность, будь то настоящее или недавнее прошлое, отображается в современной литературе часто в очень темных тонах?
– Дегенерация общества, которая так живо описывается в современной российской литературе, связана с тем, что многие авторы живут именно в столице. В этом Вавилоне XXI века собрано, с одной стороны, все самое сильное, динамичное, а с другой – все самое искушающее и унижающее человека. Так что люди пишут о той жизни, которую видят за окном. Но жизнь эта искусственная.
А есть еще страна, в которой люди живут по-иному. У них нет гигантских денег. Нет возможности украсть их, у них жизнь не выморочная, а настоящая – со своими страстями, взлетами и падениями. И героями страна полна, только их нигде не показывают. Я вижу их каждый день. В какой-то момент они растерялись, но не сломались, встали и начали пахать. Романов о них никто не пишет. Поэтому я хочу в своей книге хотя бы частично отдать им дань уважения. Я надеюсь, что роман будет интересен старшему поколению, чтобы вспомнить былое, поразмышлять о своей жизни, а молодежи – чтобы лучше понимать своих родителей. Через какие испытания и перипетии они прошли. Пережили большую общественную и личную трагедию. Но сумели остаться людьми.
«Написал о том, каким стал советский человек»
– Как вы создавали своего главного героя, и насколько этот образ можно назвать автопортретом?
– Никакой уникальной судьбы я не описал. Все, что происходит с главным героем и его друзьями, за годы существования советской власти случалось с десятками миллионов: школа с красными звездочками и галстуками, армия, институт, работа… А потом Советский Союз рухнул. Миллионы русских немцев уехали на историческую родину. Миллионы вчерашних советских людей взялись за предпринимательство. Миллионы потерялись, спились. Об этих людях я и пишу. Мне всегда было интересно жить на свете. Так что в каждом персонаже – частичка моего опыта, и все они – плод моих размышлений, хотя что-то, разумеется, списывается с реальных прототипов. В конечном счете, все четыре героя – собирательные образы. Я писал книгу о советском человеке. Каким он был, о чем мечтал, что с ним произошло, и каким он стал, как началось осознание своих корней и возвращение к традициям... Моей задачей было вывести типичных представителей времени.
– Способна ли литература вообще и, например, ваши собственные книги помочь людям, подсказать им верный жизненный путь?
– Никто не может жить чужим умом. У каждого своя жизнь и своя судьба. И эта судьба находится внутри нас. Человек поступает так, как думает и как чувствует. Причём любая ситуация неповторима. Поэтому в каком-то конкретном случае никакая книга никому не поможет. А вот если говорить в целом, то книги действительно делают людей мудрее. Сам я сейчас стараюсь меньше смотреть телевизор, а больше читать. И это совсем другое ощущение. Газета уже заставляет думать. А книга – мыслить. Здесь совсем другой уровень общения с автором. От телевизора болит голова, мозги отсыревают. А когда читаешь хорошую книгу – чувствуешь душевный подъём, как в юности. Это своеобразный процесс передачи энергии. Особенно когда имеешь дело с духовной, философской литературой. Если книга написана талантливым автором – в тебя вливается чистая энергия писателя. А из «ящика» льются в основном нечистоты, которые загоняют в пессимизм. И ты не напитываешься энергией, а тратишь её. Возвращаясь к моим книгам, могу сказать, что пишу их для думающих людей. И поэтому надеюсь, что они тоже кому-то помогают жить.
Все три тома книги «Русский крест» можно приобрести в магазинах «Сегодня-Пресс» по адресам:
ул. Плехановская, д. 2, д. 51;
Сити-парк «Град» (Рамонский р-н, п. Солнечный, ул. Парковая, д. 3, оф. 12);
Ленинский пр-т, д. 111, д. 148;
ул. Г. Лизюкова, д. 17А;
ул. Комиссаржевской, д. 15;
ул. Моисеева, 1;
ул. Хользунова, д. 15;
ул. Ф. Энгельса, д. 52;
пр-т Патриотов, д. 5А;
Московский пр-т, д. 26.
А также в г. Острогожск на ул. Ленина, д. 31м.
Смотрите также:
- Руководство для провинциальных писателей: стоит ли искать признания? →
- Марина Кудимова: "О времени и о себе" →
- Спасительное чтение →