В Орле борются с раком крови

   
   

Орёл, 30 апреля – АиФ-Черноземье

Рак крови – одно из самых страшных заболеваний, ныне известных человеку. О том, как с ним борются в нашем регионе, «АиФ-Орёл» рассказала Рамиля Голубенко, заведующая гематологическим отделением Орловской областной клинической больницы.

Смертность по-прежнему высокая

АиФ: – Рамиля Ахметовна, что такое онкогематологические заболевания?

Р.Г.: – Как видно из самого термина, онкогематология – это область медицины, находящаяся на стыке онкологии и гематологии. Она изучает злокачественные заболевания системы крови, которые происходят из костного мозга – своеобразного центра – и распространяются на весь человеческий организм. Если говорить обобщённо, то под такими заболеваниями обычно подразумевают рак крови; его лечение, как правило, требует химиотерапии. К онкогематологическим болезням относятся острые и хронические лейкозы, лимфомы, а также лимфогранулематоз.

АиФ: – Много ли людей в Орловской области страдают от этих заболеваний?

   
   

Р.Г.: – Всего в прошлом году в гематологическом отделении на учёте состояли около 650 больных. Впервые выявленные острые лейкозы были зафиксированы у 32 человек, из них большая часть - женщины. С хроническими формами, напротив, ситуация обстоит несколько иначе: впервые выявленные заболевания в 1,8 раза чаще фиксировались у мужчин. Общее же число больных с хронической формой лейкоза составило 129 человек. Следует сказать, что данные показатели сопоставимы со средними по России.

АиФ: – Были ли зафиксированы смертельные случаи?

Р.Г.: – Смертность от лейкозов традиционно высокая, так как заболевание является одной из нерешённых проблем современной медицинской науки. В минувшем году в области от рака крови умерли 33 человека, из них 18 - от острых лейкозов, остальные – от его хронических форм. Если говорить о соотношении мужчин и женщин, то количество распределилось примерно поровну. 

Отмечу также, что за последние годы наблюдается увеличение распространения онкогематологических заболеваний, что обусловлено как тенденцией к росту заболеваемости, так и увеличением продолжительности жизни ряда категорий лейкозных больных в результате терапии.

Никто не застрахован от рецидива

АиФ: – Говоря о продолжительности жизни, вы имеете в виду ремиссию? 

Р.Г.: – Да, ведь полностью вылечиться от онкогематологического заболевания, к сожалению, нельзя. Но вместе с тем существуют перспективы добиться ремиссии – то есть состояния, когда болезнь в организме не определяется. Это уже можно считать значительным успехом на данном этапе развития медицины. У нас есть пациенты, которые находятся в состоянии ремиссии уже длительное время. Существует даже такое мнение, что если на протяжении пяти лет после лечения заболевание не выявляется, то человека можно считать здоровым. Но, опять же, практика показывает, что рецидив может случиться и через пять, и через десять лет. 

АиФ: – Передаются ли онкогематологические заболевания по наследству? 

Р.Г.: – Медицинская литература свидетельствует, что лейкозы могут передаваться через поколение. Есть определённые анализы костного мозга, которые позволяют выявить эту генетическую предрасположенность к заболеванию.

АиФ: – Расскажите, способен ли человек самостоятельно определить, что у него рак крови? Существуют ли какие-то симптомы?

Р.Г.: – Проснуться утром и поставить себе раковый диагноз нельзя. Но есть признаки, которые являются сигналом к тому, что необходимо срочно обращаться к специалисту. Во-первых, это постоянная потливость, усталость и необъяснимая потеря веса на 10 процентов от массы тела за последние полгода. Во-вторых, субфебрильная температура (длительное время держится на уровне 37-37,5 градусов без явных причин). В-третьих, увеличение лимфоузлов, которое не сопровождается болезненными ощущениями. Кстати, отсутствие боли и беспокойства при появлении на теле различных шишек и опухолей - это тоже повод прийти в поликлинику и сдать анализы. В случае, если у человека выявят подозрение или сам рак крови - его направят в наше отделение. 

Рак - не приговор

АиФ: – Ваше отделение - единственное в Орловской области, где лечат людей с онкогематологическими заболеваниями. Скажите, как обстоят дела с лекарственным обеспечением?

Р.Г.: – Отделение гематологии располагает самыми новыми лекарственными препаратами, которые только есть в России. Это стало возможным благодаря государственной программе «Семь нозологий», которая предусматривает льготное обеспечение больных раком крови дорогостоящими лекарствами. 

Часть наших пациентов получает лекарственную терапию за счёт регионального бюджета. Ещё одна часть обеспечивается за счёт так называемой программы ОНЛС (обепечение населения лекарственными средствами). Однако из-за несовершенства нормативов, предусмотренных федеральным законом, финансирование данной программы не позволяет обеспечить лекарствами всех больных в полном объёме. Но мы стараемся, чтобы все пациенты, которые нуждаются в препаратах, в нашей больнице их получали.

АиФ: – Что требуется от больного, чтобы ему выдавали дорогостоящие лекарства?

Р.Г.: – В первую очередь – согласие проделать непростой путь. Препараты выдаются после прохождения пациентом консультации в Гематологическом научном центре, который расположен в Москве. В Орле мы выписываем направление, и больной отправляется туда. В Центре специалисты производят диагностику, проверяют все анализы, курс лечения, который уже прошёл пациент, и после этого дают своё заключение о дальнейшем лечении. Для тех пациентов, кто не в состоянии самостоятельно отправиться в столицу, возможно проведение заочной консультации. 

АиФ: – Подводя итог нашей беседы, скажите: онкогематологические заболевания – это приговор, или шансы на благоприятный исход есть?

Р.Г.: – Лечение лейкозов - дело очень тяжёлое. Речь идёт о продлении жизни человека – как минимум, и как максимум - о получении длительной ремиссии без рецидивов. Например, при хронических лейкозах ситуация весьма благоприятная, люди становятся на ноги и живут полноценной жизнью. Единственное – нужно не забывать регулярно наблюдаться у врача. Что касается острых форм, главное – не опускать руки, бороться и воспринимать это, как испытание. В свою очередь, мы готовы делать всё, что от нас зависит. У нас имеются определённые успехи в этой области, они вселяют оптимизм. В общем, есть за что бороться, и поэтому однозначно назвать рак приговором я не могу. 

 

Смотрите также: