«Онкологические заболевания на ранних стадиях лечатся успешно. Но бывает так, что к нам привозят больного, а мы только руками разводим. И всё потому, что человек не уделял должного внимания своему здоровью», – считает главный онколог Воронежской области Иван Мошуров.
Статистика пугает
Анастасия Ходыкина, АиФ-Черноземье: Иван Петрович, правда, что больных раком становится больше?
Иван Мошуров: Такая тенденция наблюдается не только у нас, но и во всех регионах России, а также в мире в целом. В 2015 году в Воронежской области заболеваемость раком была 380 человек на 100 тыс. населения, а в прошлом – уже 422 на 100 тыс. населения. Если в абсолютных цифрах, то за эти годы мы выявили 8 тыс. 865 и 9 тыс. 870 больных соответственно. Всего на учёте в онкодиспансере сегодня состоят 64 тыс. человек.
– Какой вид онкологии наиболее распространён именно в нашем регионе, и, как вы думаете, с чем это связано?
– По распространённости на первом месте у нас стоит рак кожи, что неудивительно – в тех регионах, где солнечных дней в году больше, он встречается чаще. На втором месте – рак молочной железы, на третьемм – женской половой сферы, на четвертом – рак лёгкого. Далее следуют рак толстой кишки, предстательной железы и желудка.
Доказано, что злокачественные образования развиваются, прежде всего, в длительных стрессовых ситуациях. Общаясь с пациентами, я, как правило, нахожу этому подтверждение: болезнь наступает при длительных проблемах на работе, в семье, при потере близкого человека и т. д. Все люди – носители раковых клеток, но у одних они проявляются, а у других – нет. Дело в том, что мы по–разному относимся к тем или иным проблемам. А стресс приводит к угнетению иммунной системы, которая контролирует деление клеток.
На второе место я бы поставил фактор питания, к сожалению, сейчас много генномодифицированных продуктов, а также образ жизни – курение, злоупотребление алкогольными напитками... Ещё одна причина – плохо леченые или вообще не леченные предраковые заболевания: мастопатии, язвы желудка, папилломы, эрозии шейки матки, воспалительные процессы. Чем старше человек становится, тем вероятнее, что они переродятся в рак.
Все – на профосмотр
– Какова сейчас вероятность излечения и продолжительность жизни после диагноза «рак»? От чего это зависит?
– На ранних стадиях онкологические заболевания лечатся успешно. Но бывает и так, что к нам привозят больного, а мы только руками разводим. И всё потому, что человек вовремя не обратился к врачу, не уделял должного внимания своему здоровью. Для раннего выявления недуга региональный департамент здравоохранения делает немало – проводит диспансеризацию, профосмотры, в области реализуются четыре скриннинговые программы. Результаты уже есть. В 2015 году благодаря таким осмотрам удалось выявить 60% больных на ранних стадиях рака, в 2016 году – 63%. Пятилетняя выживаемость после диагноза «рак» достигла 56% – у нас эта цифра выше, чем по России. В Воронежской области наблюдается и снижение смертности от рака: в 2015 году – 184 на 100 тыс. чел., а в 2016 году – 180 на 100 тыс. чел. Согласно дорожной карте, таких показателей мы должны были достичь только к 2020 году.
– Обычно люди воспринимают диагноз «рак» как приговор. Как вывести их из такого состояния?
– Было время, когда мы не говорили больному – у вас рак. Сегодня по 323–му федеральному закону не можем не говорить. И многие пациенты признаются, что когда слышат свой диагноз, мир переворачивается. Здесь врачу важно быть психологом. Можно сказать: «У вас неизлечимая болезнь». А можно: «Да, у вас есть заболевание, которое распространяется на другие органы. Но сейчас есть методики, с помощью которых вам можно помочь».
Одним людям нужна только правда, они сами готовы принимать решения, а другие впадают в отчаяние. Вот уже в течение года открыт кабинет, где медицинский психолог работает с такими пациентами.
В обход кризиса
– Какие болевые вопросы существуют в воронежской онкологии?
– Лукавить не буду – мы не на 100% финансово оснащены, чтобы закупать все оригинальные препараты. Приходится в некоторых случаях назначать более дешёвые препараты, так называемые дженерики. Но замечу: ни одна страна в мире не может полностью удовлетворить потребности в оригинальных препаратах онкологических больных. Это очень дорого. Но сегодня многие и дженерики не уступают по эффективности оригинальным препаратам. Важно также, что лечение злокачественных новообразований проводится бесплатно.
– Действующий областной онкологический диспансер расположен в старых зданиях, которые просто не вмещают всех страждущих. Ещё в 2012 г. заговорили о строительстве нового диспансера на 550 мест. Но прошло более 4 лет, а воз и ныне там – почему?
– Да, нехватка помещений – основная наша проблема. Областная онкологическая поликлиника рассчитана на 380 посещений в смену, а сегодня она принимает более 700 больных в день и столько же родственников. Есть палата, где лежат по 12 человек. На строительство нового онкологического диспансера нет средств – сказывается трёхлетний кризис. По последним подсчётам, на это нужно более 13 млрд рублей. Чтобы восстановить исторический дом Вигеля – соседствующее с нами здание – нужно 400 млн рублей. Сейчас как раз обсуждается вопрос, что с ним делать: законсервировать или капитально отремонтировать. Но это не значит, что мы ничего не делаем. В ближайшее время, думаю, будем расширять онкодиспансер за счёт зданий медучреждений, которые освобождаются в связи с оптимизацией коечного фонда.
– Что планируется предпринять для улучшения диагностики и лечения?
– Месяца два назад главный онколог России, академик Михаил Иванович Давыдов сообщил нам, что готовится национальная программа по онкологии. Когда поступят деньги на принципах софинансирования, тогда и следует ждать существенных улучшений в диагностике и лечении.
Уже сейчас запущен процесс присоединения областной специализированной онкологической больницы, что в селе Стрелица Семилукского района, к нашему диспансеру. Планируем создать там отделение паллиативной помощи, подготовим специалистов, которые будут ухаживать за тяжелобольными и обучать этому родственников. Оттуда пациентов будем брать на лечение в онкодиспансер. Сейчас даже некоторые запущенные формы онкопатологий поддаются лучевой терапии, которая во многом способна улучшить качество жизни. Даже если на несколько месяцев мы сможем продлить жизнь больному – это очень важно.
Смотрите также:
- Фобия или приговор? Что должна знать о раке груди абсолютно каждая женщина →
- Современная медицина в Воронеже. С вами для вас →
- Одна из главных причин рака – экология →