Зачем курские школьники идут в армию?

На территории части постоянно живёт 8 несовершеннолетних парней, призванных в армию не военкоматом, а здравым смыслом. В основном – это сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

   
   

Как обычные подростки они ходят в школу, как обычные солдаты – занимаются строевой подготовкой и мечтают об увольнении. Правда, в армии  ребята проводят несколько лет, а после «службы» спешат не домой, а в военное училище. Бессменно взводом воспитанников руководит старший сержант Олег Переверзев. «Ребята для меня и как родные дети, и в то же время друзья. Те, кто вырос – друзья, те, кто здесь находится, больше как дети», – признаётся наставник воспитанников.

«Начинаем с нуля»

досье
Олег Переверзев родился 1978 году в семье военнослужащего. После срочной службы остался в армии на контрактной основе. Закончил КГУ по специальности «педагог-психолог». С 2003 года возглавляет созданный при 27-й отдельной бригаде радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ) Курского гарнизона взвод воспитанников.

– Олег Викторович, по каким критериям вы набираете ребят во взвод?

– Главный критерий – это желание изменить свою жизнь. Наши выпускники не обязаны поступать в военные вузы, для них открыты двери и гражданских. Но они должны отчётливо понимать, что несколько лет своей жизни проведут в армии. Второй весомый аргумент – это здоровье. Мы ведь всё–таки  ориентируем ребят на военную специальность, поэтому к прохождению медкомиссии относимся очень серьёзно.

Здоровых школьников, кстати, осталось немного. С виду вроде бы здоровы, а начинают комиссию проходить, выявляется ряд заболеваний, которые не позволят им в дальнейшем поступать в военный вуз. В этом году на комиссию свозил порядка девяти  человек, но «годными» оказались только три.

– А оценки в школе имеют значение?

   
   

– На успеваемость я не смотрю вообще. Я знаю, как там эти оценки ставят. Я общаюсь с человеком и сразу вижу, какой он. Главное, чтобы он сам хотел что–то исправить, а мы ему в этом всеми силами постараемся помочь.  Приходят в часть в основном троечники, но не потому что это «слабые» ученики, а просто они особо никогда не занимались. В интернате ребёнок за 8 лет учёбы может  ни разу не открыть книгу. Поэтому иногда готовить будущих офицеров приходится практически с нуля. Мне однажды пришлось учить таблицу умножения с восьмиклассником. Вроде шустрый парень такой, а решать не может. Я никак не мог понять, что такое. Начали корни извлекать – не извлекаются, ещё что–то делать – тоже не получается. Потом я у него спросил, сколько будет семью восемь. Он правильно  не ответил. Тогда я всё понял. Начали учить таблицу умножения: тяжеловато было. Но выучил. Я его так «простимулировал», что он потом сидел сам и все курсы «прошёл». Так самое интересное, то, что этот человек сейчас закончил военную академию.

С воспитанниками в отпуск

– Вот привезли вы ребёнка из детского дома, а тут армия. Как приучаете к дисциплине?

– Тяжело ребятам бывает. Во–первых – режим. Ты не хочешь спать, но должен ложиться. В 21:30 у нас отбой. Подъём в 6:30, обязательно зарядка.  Дисциплина, порядок, занятия по строевой подготовке и РХБЗ. Но главное внимание мы сейчас уделяем учёбе. Конечно, привыкнуть к такому режиму нелегко.

– Бывали случаи, когда ребята не привыкали и назад просились?

– За всю нашу 11–летнюю историю был единичный случай, когда мальчик пришёл, просидел месяца два, а потом признался, что просто хотел выйти из интерната и «отсидеться» здесь. Ему объяснили, что «просто»  у нас не получится. Поэтому приняли решение, что его лучше вернуть назад. Через несколько лет он к нам пришёл, отслужив срочную службу. Признался, что сильно пожалел, что ушёл от нас.

– Система наказаний у вас  какая–то есть?

– Главный стимул для ребят делать всё правильно, как и у солдат,  – это увольнение и возможность получить внеочередной отпуск. При положительных оценках без нарушения дисциплины в школе и вообще в  общественных местах  воспитанники взвода получают увольнение по выходным. Парни самостоятельно выходят в город в «гражданке». Свободно с кем хотят гуляют, могут к кому–то в гости сходить. Всё это с 11.00 до 18.00. Если в увольнении кто–то был замечен  с сигаретой или опоздал, всё –  двух–трёх «выходов» будет лишён. Чтобы на будущее знал, что лучше прийти на 15 минут раньше, чем  потом сидеть дома, когда другие гуляют. За хорошее поведение и учёбу парни на каникулах могут навещать родственников. А бывает такое, что хорошо себя вёл, а поехать некуда. Вот ещё проблема, и с ней мы не раз сталкивались. Было такое, что я сам в отпуск уходил, детей отправлял в лагеря. А мальчику одному исполнилось 18 лет. Ему путёвку не дали. Вот что тут делать: мне сидеть с ним целый отпуск в части? Я его забрал с собой. Весь отпуск мы провели вместе: ходили на рыбалку, ездили к моей матери в деревню, картошку с ним пололи. Весело нам с ним было. Я не пожалел нисколько.

С «рядовыми» провинностями боремся  с помощью  спорта. Если слышу, что кто–то матюгнулся, заставляю отжаться раз 20. Но я считаю, это на пользу. Вот он отжался, у него кровь к голове пришла, и та работать начала лучше. Но физические нагрузки далеко не главный метод воспитания. Стимулировать можно по–разному. Можно просто подойти парня по голове погладить, он уже довольный, смеётся и будет с удовольствием делать то, что надо. Для меня лучше не наказывать. Наказание, как правило, получают новенькие. Они ещё не знают, как тут и что.

Несмотря на гены

– Многие скептически относятся к детдомовским ребятам. У вас нет подобных настроений?

– Если захотеть, исправить жизнь можно, несмотря на гены. Мы сами – кузнецы своего счастья.  Ведь в России не только детдомовские дети спиваются, садятся в тюрьму. У нас полстраны такой. Я считаю, что это, прежде всего, зависит от среды обитания, в которой ребёнок вырос, от того, какие ценности ему привили. А за остальным должно общество смотреть. На работе ¬

 руководитель, в школе – учитель, в армии – командир. Все должны друг другу уделять внимание и помогать. Может, у человека проблемы какие–то. И чтобы он не запил, не начал колоться, нужна помощь, поддержка. У нас же в обществе, как правило, никто никому не нужен. Каждый сам за себя. Отсюда и проблемы.

Из–за постоянной нехватки времени, гонки за деньгами даже родители собственным детям уделяют мало внимания, упуская тот момент, когда ими надо было особенно заниматься. Считают, что дети маленькие, с ними ничего не случится, но проходит пара лет, и всё – момент упущен: слова родителей для ребёнка уже не имеют веса.

– Вы держите связь со своими выпускниками? Кем они стали?

– На обочине жизни никто не остался. Все они устроены. Никто не спился, никто не сел в тюрьму. 12 из 41 выпускников взвода окончили военные высшие учебные заведения, двое (один из которых выпустился с красным дипломом) служат у нас в бригаде. Некоторые ребята выбрали  гражданские вузы и техникумы. Но тоже получают хорошие зарплаты, начинают обзаводиться семьями. Так что в этом плане, я считаю,  мы продуктивно работаем.

Смотрите также: