АиФ-Черноземье: – Алексей Яковлевич, выбор профессии психолога, дефектолога – это сознательный шаг, или вы хотели инертно пойти по стопам отца – известного на Орловщине специалиста в этой сфере?
А.Ю.: – Ещё в младших классах мне нравилось по просьбе отца проверять тетрадки старшеклассников 14–й школы, где он был завучем. Сначала было просто интересно, а потом я и вовсе стал, так сказать, его внештатным помощником. Но отец хотел, чтобы я стал математиком или физиком – у меня были хорошие способности. Так что, можно сказать, я пошёл против воли родителя.
– Какая форма воспитания была принята в вашей семье?
– Что же тогда выбирать нам, простым неопытным любящим родителям?
– Стилю воспитания, который складывается в семье, не обучают в институтах. Вы сколько угодно с кафедры будете вещать о нормах и критериях, а дома применять совершенно другие принципы. А может быть, шлепок по попе в данный момент – именно то, что нужно?
Среди моих знакомых много успешных людей, и всех их воспитывали по–разному. Но главное – родители должны действовать последовательно, работать на результат.
– Почему в семье, где детей воспитывают одинаково, вырастают абсолютно разные люди?
– Ещё английский психолог Ганс Юрген Айзенк говорил, что особенности личности в большой степени наследуются генетически, характер человека – это следствие случайного сочетания генов его родителей. Конечно, влияние воспитания, окружающей среды нельзя полностью сбрасывать со счетов, оно способно несколько изменить генетический баланс, и всё же пределы такого влияния ограничены.
Кроме того, в семьях нередко кто–то из детей становится баловнем и любимчиком, а кто–то – Золушкой... Отсюда и результат.
Оптимальное воспитание – это стиль успешной семьи. Сложно, когда один из родителей злоупотребляет наркотиками или алкоголем. Непросто даётся воспитание в замещающей/приёмной семье. Я не особенно верю, что приёмные родители всегда могут без помощи специалистов дать детям правильное, полноценное воспитание и любовь. Полагаться на собственную интуицию в данном случае опасно.
А нужен ли детям айфон?
– Когда родителям следует идти за помощью к специалистам?
– Смотря зачем. У детей–то, собственно, проблем нет, они их не чувствуют. Ну, бегает малыш, разговаривает на своём языке – ему комфортно. Но если в 2–2,5 года вы замечаете проблемы с развитием речи, то следует обратиться за помощью; если ребёнок странно играет – без фантазии, неестественно, стереотипно, чурается людей, избегает контакта глаз – нужна консультация, а возможно, и серьёзная помощь специалистов.
– В России уже зафиксированы случаи смертей пользователей Интернета и компьютерных игроманов. В группе риска – дети и подростки. Как с этим бороться?
– Компьютер может оказаться очень неприятной для семьи вещью. Казалось бы, он создан прежде всего для получения, обработки и систематизации информации, знаний, а потом уже для игр. К несчастью, вовлёкшись в эти «бродилки», «стрелялки» и «гонялки», подростки реально отказываются от учёбы, прогулок, общения, еды. В чём подвох? Компьютерные игры создают податливую, удобную псевдореальность: хочешь 10 жизней – пожалуйста; хочешь быть царём Вселенной – пожалуйста. Это упрощение и связанное с ним удовольствие зачастую могут привести к деградации.
Я против универсальных советов, но скажу, что ребёнок должен быть постоянно занят чем–то для него важным, нужным и интересным. Причём свободное время – это тоже важное занятие! Родители должны сначала научить его с пользой проводить досуг, а потом, в подростковом возрасте, научиться доверять своему чаду, дать ему возможность самому организовать свободное время. Опасно постоянно держать выросшего дитятю на «коротком поводке». Пример – подростки из интернатов. Ребят здесь занимают ежеминутно. Каждый – постоянно в поле зрения педагога, воспитателя, тренера. Что в итоге? Сироту дяди–тёти занимали, свободного времени на «безделье» не давали, а получилось, что он сам себя и занять не может. Таким человеком легко манипулировать, дай ему шприц – будет наркоманом; покажи, как воровать – он станет уголовником.
– В таком случае поможет ли категорический отказ в покупке ребёнку айфона и айпада?
– Может, не айфон, не «гэлэкси», а телефон попроще? Категорические отказы в грубой форме здесь не очень хороши: типа – «Заработай сначала, отец первый телефон в 35 лет купил, у деда вообще не было» и т. п. Я – за уважительное общение. Важно, чтобы ребёнок был в курсе финансовых ресурсов и возможностей семьи. А с другой стороны, живём мы в XXI веке, должны уметь искать информацию, общаться, оплачивать коммуналку, заказывать дешёвые вещи в Интернете, покупать билеты в кино, на поезд и самолёт с мобильных устройств. Это удобно и выгодно.
Ругать за двойки – неправильно!
– Что лучше – домашнее воспитание или детсад?
– Мы с вами должны понимать, что ребёнок – это своего рода энергетическая «батарейка». До школы она «заряжается», в школе работает так, как ты её зарядил. По моим наблюдениям, центры раннего развития детей нередко оказывают медвежью услугу. Двух–четырёхлетних малышей сажают за парты, учат математике, чтению, проще говоря, проводят «школьные уроки». Родители рады, но в результате ребёнок вырастает с эмоциональными проблемами. А дети должны двигаться и играть!
Дошкольное детство – это развитие воображения, эмоций с возможностью к саморегуляции посредством активной и интерактивной игры. Причём игра должна строиться по определённым канонам, и выполняться может в так называемой стихийной дворовой команде детей. А где ребёнок будет расти и воспитываться до школы – дома с мамой, дома с няней, в государственном детском саду, в частном детском саду – дело самой семьи. Во всём есть свои плюсы и минусы
– Как правильно оценить способности ребёнка?
– Детей можно и нужно хвалить, поощрять, подбадривать, вселять в них чувство уверенности в своих талантах и возможностях. Но делать это, опять–таки, по–умному. К примеру, хорошо применять поощрение–подкрепление тогда, когда мы формируем какой–либо навык. Научился, скажем, красиво писать букву «А» – молодец; научился писать слово «папа» – умница. Но глупо хвалить пятиклассника, если он правильно решил пример «3+2». Навык давно отработан, автоматизирован – зачем его ещё подкреплять? Прибережём подкрепление–поощрение для формирования чего–то более актуального!
А порой полезно безо всякого повода чмокнуть в макушку своё чадушко и просто так – ни за что! – шепнуть на ушко: «Я люблю тебя, солнышко моё!». Это всегда будет очень и очень правильно.
И ещё об одном хочу сказать: получать только пятёрки – неправильно. Ругать за двойки – неправильно. Мы постоянно учимся, а значит, совершаем и исправляем ошибки. Самое главное – дать ребёнку базовые знания: научить учиться, обучить грамоте и развить мышление.