Люди, решившиеся несколько лет назад приобрести «участок в красивом живописном уголке с плодородными почвами», никак не предполагали, что станут жертвами целого клубка проблем и противоречий, уходящих корнями ещё в советские времена и не имеющих решения по сей день.
Гладко было на бумаге
История посёлка «Заповедный», по старинке именуемого Кукуевкой, началась в 2004 году, когда 400 гектаров земель сельскохозяйственного назначения были выкуплены у местных жителей и переведены в «земли населённых пунктов». Всё было согласовано с администрацией Курской области, всё проходило на, казалось бы, законных основаниях. Далее землю поделили на 1600 участков стоимостью от 250 тыс. до 1 млн рублей.
Доступные земли, ставшие всеобщим камнем преткновения, тогда расходились на ура. На сегодняшний день построено 249 домов, начато строительство ещё 98, поставлено на учёт 80 домовладений. Казалось бы, выгодно для всех. Но, как это часто бывает, возникли нюансы. Оказалось, что большая часть посёлка входит в буферную зону заповедника им. Алёхина. Уже построенные дома Росреестр не стал регистрировать и ставить на учёт, на сегодня отказ получили около 200 жителей.
Основание — «Курский природный заповедник входит в Изумрудную сеть Европы, является территорией, которая определяет и сохраняет биологическое разнообразие континента». Согласно решению исполкома Курского городского областного Совета депутатов трудящихся от 1971 года, в трёх километрах от заповедника нельзя выделять земли под сооружение жилых, хозяйственных и иных помещений.
Так как же получилось, что посёлок был построен там, где его не должно быть?
Конфликт с инвестором
Несколько лет назад на территории Курского района началось складирование стройматериалов компании «Мираторг». Власть объявила о строительстве свинокомплекса, но местные жители и экологи грудью встали на защиту своей земли. Тогда и всплыла тема буферной зоны. Администрация заповедника срочно поставила на кадастровый учёт трёхкилометровый пояс вокруг заповедника, сделав невозможным по сути любое строительство внутри него. «Мираторг» вынужден был отступить, свернув стратегически важный проект. А жители Кукуевки, что называется, попали под «раздачу». Официальная регистрация буферной зоны сделала незаконными их дома со всеми вытекающими последствиями — никакой инфраструктуры, никаких социальных объектов и постоянная угроза сноса.
«Чтобы сюда переехать, мы всё продали, — рассказывает жительница Кукевки. — В итоге мы остались на улице. Ни у кого из нас нет прописки. Я была в районной администрации, но мне сказали, что нечего было покупать землю. Куда бы я теперь ни пошла, везде получаю пинки».
За последние несколько месяцев кукуевцы объединились и стали по сути общественным движением со своими акциями протеста, призывами к властям, многоэтапными переговорами со всеми администрациями. Сейчас речь идёт о противостоянии людей с заповедником.
«Областная администрация знала о том, что у них находится природоохранная зона, однако это откровенно проигнорировала, — говорит директор заповедника Андрей Власов. — Разрешение на строительство домов чудесным образом прошло мимо заповедника, проблемы кукуевцев, которые не могут поставить собственность на учёт в Росреестр, не имеют отношения к заповеднику».
Что дальше?
Сами кукуевцы считают действия руководства заповедника выходящими за грань здравого смысла.
«На заповедник возлагается обязанность по информированию жителей об ограничении в строительстве, — считает адвокат кукуевцев Александр Терновцов. — Однако руководство заповедника ничего не делало, и люди, не ведая ни о чём, не подозревая, что могут что-то нарушить, добросовестно строили своё жильё. Стоит отметить, что большая часть жителей строила свои дома, получив кредиты в банке, использовав материнский капитал, продав свои квартиры. Как можно на плечи людей перекладывать негативные последствия бездействия руководства заповедника?»
Получается, приобретателям участков позволили беспрепятственно построить дома, а это делалось не в один день, а потом сказали, что их действия незаконны. Казус ещё и в том, что сейчас вопросы пересмотра границ заповедников вообще перешли из ведения местных властей на федеральный уровень, в Минприроды, где в марте 2018 года ответили, что «застройка буферной зоны Центрально-Чернозёмного биосферного заповедника им. Алёхина в Курском районе Курской области не является веским основанием для изменения границ объекта».
Смотрите также:
- Пойдём в «зелёные»! Воронеж в борьбе за экологию →
- В Тамбове в зеленой зоне ТЭЦ не будет стройки →
- "Отстоим двор" →