Спустя рукава: Эксперт уверяет, что безработные не спешат трудиться

Пособие - для лентяев?

- Людмила Владимировна, в каком состоянии сейчас находится курский рынок труда?

   
   

- Сегодняшний экономический и финансовый кризис протекает быстро и стремительно, поэтому рынок труда пережил три месяца паники, причём «издергались» как соискатели, так и работодатели. Но если в 2008 году кризис стал абсолютным шоком, то сейчас бизнес очень быстро среагировал на рыночные изменения. Те, кто не смог среагировать на изменения - быстро ушли с рынка и не стали занимать выжидательную позицию. Те кто был настроен «по-боевому» - восприняли это как новую возможность и заняли пустеющие ниши.Особенность кризиса 2014 года - отсутствие «выжидательной» позиции.

Сначала в Курск перестали приходить вакансии от московских и федеральных компаний. Причём число вакансий пошло на убыль ещё до того, как массовая волна сокращений докатилась до Курска. Стремительно стали уходить с рынка индивидуальные предприниматели с небольшим бизнесом. В 2008 году были большие федеральные денежные вливания в сельское хозяйство, и многие владельцы сельхоз бизнеса оставались на плаву, сейчас таких тенденций не наблюдается. Если семь лет назад владельцам ИП не позволяли личные амбиции или статус приходить в агентство и искать работу, то сейчас бывшие индивидуальные предприниматели готовы работать где угодно, лишь бы была стабильная зарплата. У курян в целом изменилось мышление, отношение к работе и подход к заработанным деньгам. Люди с профессиональным, хоть и не «престижным» навыком начали ценить работу и то, что за неё платят, они готовы работать даже за небольшие деньги. Стабильная синица в рабочей руке победила в сознании журавля, который заманчив, но часто недосягаем. В свою очередь, собственники предприятий сегодня не поддаются панике, а ищут другие варианты развития компании.

- Представители власти и профильных комитетов заявляют, что худший период для курского рынка труда уже прошёл. Так ли это?

- Практика показывает, что большинство соискателей, которые спешат «встать на биржу», - в большинстве своём лентяи, желающие получать пособие по безработице «за просто так». Отсюда и заигрывание с цифрами статистики: комитет по труду и занятости вполне может сымитировать стабильность на рынке труда. Ведь положительные отчеты еще никто не отменял. Кадровые агентства, в свою очередь, опираются не на отчёты, а на рыночную действительность. Поэтому независимые кадровики видят ситуацию, что называется, объективно и актуально.

- Давайте поговорим про тенденции. Как дальше будет развиваться ситуация с работой в Курске?

   
   

- Давать оптимистичный прогноз я бы не стала. Инвесторы к нам идут неохотно: уже два года мы ждем вливаний, два года мы готовы обеспечить кадрами любой, даже самый масштабный проект.

Дело в том, что слишком долго курский рынок труда опирался на иногородние компании, которые открывали в Курске свои офисы, представительства и производства. Сейчас, например, сегмент розничной торговли полностью занят, и, честно говоря, перспектив у него не много. По статистике собственных исследований, из шести регионов Центрального Черноземья мы по уровню зарплат на пятом месте, меньше получают только в Орле.

Зарплата без работы

- Кем хотят работать соискатели, которые приходят к вам за помощью?

- Самое интересное, что соискатели приходят без цели и задачи. Работать не хотят, хотят получать деньги, и не меньше двадцати тысяч в месяц. Мы взаимодействуем с работодателями, для них наиболее востребованы специалисты по продажам, но никто не хочет идти работать, потому что куряне не хотят ничего продавать: тяжело, боятся конкуренции и так далее. Требуются в Курск и технические специалисты: конструкторы, архитекторы, инженеры. Их очень сложно найти, приходится переманивать специалистов из других регионов, в том числе из Украины. Например, мы не можем найти работодателю архитектора на зарплату 120 тысяч, потому что нет в Курске и соседних городах человека с необходимыми знаниями и навыками. Но «простые» вакансии инженеров-конструкторов выпускников нашего вуза берут неохотно, уровень знаний обычно не соответствует заявленным требованиям.

- А как же обстоят дела с «гуманитариями», нужны они сегодня работодателю?

- О том, что рынок труда испытывает переизбыток гуманитариев - ни для кого не секрет. Но молодёжь продолжает учиться на менеджеров, экономистов и юристов, а после вуза большинство из них «уходят» трудиться продавцами в магазин. Молодые люди сегодня совершенно не понимают требования рынка и своих конкурентных преимуществ. Институты выполняют свои задачи и функции, учат на ту специальность, которую захотел освоить студент, но у рынка труда другие запросы, и вузы на них не оглядываются, не формируют предложения согласно спросу. В итоге молодёжь уезжает пытать счастья в столице.

- Где лучше всего искать работу: на государственной «бирже труда» или в частных кадровых службах?

- Где человек будет искать работу - не так важно, важно хотеть работать и уметь это делать. Но если вернуться к сути вопроса, то стоит понимать, что уже больше трёх лет в Курске работает одно единственное профессиональное кадровое агентство. Многочисленные конторы, выдающие себя за «кадровиков», на самом деле - пенсионные фонды, которые зарабатывают вовсе не с поиска вакансий, а с «переподключения» сбережений в негосударственные пенсионные фонды. Таких мошенников очень сложно убрать с рынка, потому что по факту они оказывают информационные услуги, а законом это не запрещено.

- Куда лучше устраиваться, в местную компанию или представительство федеральной структуры?

- Большинство курских предприятий сегодня «обелились» и задумались о стандартах качества. В федеральные компании от сотрудника требуют максимальной отдачи, но и предоставляют хорошие условия и высокий уровень заработной платы. Но это не значит, что в местных конторах можно работать спустя рукава: есть целый ряд компаний, которые конкурентоспособны не только на федеральном, но и европейском уровнях.

Смотрите также: