Если люди старшего поколения с готовностью шли работать слесарями, токарями, сварщиками, то своих детей и внуков они желают видеть исключительно экономистами, юристами, финансистами. Эти профессии считаются модными с конца 90–х. С тех же пор специалистов данного профиля усиленно «перепроизводят» в вузах, благодаря чему много несостоявшихся банкиров и бухгалтеров ушли работать в торговлю, причём – рядовыми продавцами.
Судя по данным рекрутинговых компаний, в Воронежской области только 7% работодателей готовы предложить работу вчерашним выпускникам высшей школы. Причём на одну такую вакансию могут претендовать до 7 человек.
Зачем учились?
– Я магистр естественно–географического образования, – рассказывает Юлия Струкова, 23–летняя жительница Воронежа. – Недавно закончила университет. Но достойной работы по своей специальности в нашем городе найти не смогла: или компанию не устраивали мой возраст и отсутствие опыта, или же меня не устраивала слишком маленькая заработная плата и полное отсутствие перспектив. После долгих метаний оформилась специалистом по работе с клиентами в компанию сферы IT–технологий. Пока всё устраивает, но зачем было пять лет учиться, если работать по специальности не получается?
Ситуация, действительно, удручает. Статистика говорит, что около 80% студентов вузов, учась на 1–3 курсах, уже знают о том, что не будут работать по специальности. Это и не удивительно, ведь, если взглянуть на сайты популярных рекрутинговых агентств, можно убедиться, что они до отказа забиты вакансиями продавцов–консультантов, кассиров, менеджеров по рекламе и прочими предложениями из сферы продаж. Причём работодатели готовы «простить» отсутствие опыта и при этом устанавливают зарплаты от 17 до 30 тыс. рублей. А, к примеру, вакансий того же биолога или эколога практически не найти. Как и вакансий ныне редких «интеллигентных» профессий вроде культуролога, археолога, лингвиста…
Зато спрос на рабочие специальности зашкаливает. К примеру, заработную плату слесарю или электрику в Воронеже, судя по объявлениям, предлагают до 35, а то и до 40 тыс. рублей. А тому же учителю начальных классов дают в два раза меньше. При этом «утечка» на другие рабочие места среди студентов педвузов сейчас не такая, как в предыдущие годы.
– Как ни странно, но в последнее время всё больше выпускников хотят работать в детских садах и школах, – говорит Татьяна Булавинцева, преподаватель воронежского государственного музыкально–педагогического колледжа.– Есть, конечно, такие, кто, приехав из деревень, старается зацепиться за город и пополняет ряды торговцев, но всё же ситуация понемногу выправляется.
По карьерным ступеням
В целом же, студентов–выпускников интересуют профессии, способные вести по карьерной лестнице. Это, как говорят аналитики, вообще в духе современной молодёжи, которую ещё называют поколением «Y». Эти самые «игреки» многим отличаются от представителей предыдущих поколений, для большинства из которых понятия карьеры даже не существовало.
– У людей, которым сейчас от 20 до 30 лет, очень завышены ожидания, – считает Людмила Демченко, руководитель отдела обучения одного из воронежских банков. – Они полагают, что, закончив вуз, тут же сделают великолепную карьеру и, когда приходят на собеседование, сразу хотят больших зарплат. Основной критерий выбора работы для них – это престиж и комфорт рабочего места. Но при этом поколение «Y» очень благодарное – они хотят развиваться, умеют ставить задачи и работают в несколько раз интенсивнее своих предшественников.
Вместе с тем, психологи отмечают, что далеко не все представители нынешней молодёжи активные и целеустремлённые. Среди них немало инертных людей, которые вообще не знают, чего хотят. В то же время не все работодатели стремятся рассматривать резюме молодых соискателей из чисто экономических соображений – им не хочется их учить и что–либо в них вкладывать.
Большие ожидания
Ирина Веретенникова, директор макрорегиона «Юг» компании HeadHunter:
- Традиционно родители отправляют ребёнка в вуз на специальности, которые были популярны несколько лет назад, а сейчас там огромная конкуренция. К примеру, если посмотреть на юридическую и экономическую сферы, то там на одну вакансию могут претендовать до 15 соискателей. В итоге получается, что школьники, поступая в вуз, следуют советам родителей, а когда получают дипломы, не идут работать по специальности. Молодые люди предпочитают сразу идти в продавцы и получать больше, нежели устраиваться по специальности и начинать с малого.
К счастью, в последнее время мы отмечаем, что «уход в продажи» понемногу уменьшается, и миф о том, что в этой сфере можно получить «лёгкие деньги», рассеивается. Однако мы наблюдаем, что зарплатные ожидания сейчас у людей несколько выше тех, что могут предложить работодатели, причём как у молодёжи, так и у старшего поколения. Выпускники вузов, к примеру, только получив диплом, претендуют на 18-20 тыс. руб., а специалисты с опытом - на 28-30 тыс. рублей, в то время как работодатели в среднем готовы платить специалистам около 25 тыс. руб, а тем, у кого нет опыта работы - не больше 15-18 тыс. рублей.
Слушать ли родителей?
Александр Власов, психолог:
- Выпускники школ, как правило, всегда опираются на опыт родителей, которые, в свою очередь, живут собственными реалиями. Так, например, мало кто из пап и мам советует детям идти в сферу IT-индустрии, просто потому что они ничего не знают о ней. Большинство идёт по проторённой дорожке, выбирая специальности бухгалтера или юриста. До 80% школьников находится под влиянием родительского мнения, а уже в вузах степень зависимости от него становится «50 на 50», поэтому нередко представление студентов о будущей карьере кардинально меняется. В целом перекос образуется ещё и потому, что молодой юрист, выходя из вуза, имеет все шансы стать помощником адвоката и получать 5 тыс. руб., а заработная плата того же продавца-консультанта - от 10 до 18 тыс. рублей.
Сами же дети сейчас часто хотят быть инженерами или заниматься творческими специальностями. Но всё это искореняется родителями, повлиять на которых невозможно. Дело в том, что родительская реальность отличается от детской коренным образом. Но надо понимать, что инертные и безынициативные молодые люди выходят в большинстве именно из тех семей, где не заложили фундамент стремления к профессии мечты.
Куда-нибудь и как-нибудь
Владимир Сапунов, доктор филологических наук ВГУ:
- Проблема очень широка, она кроется не столько в студентах, сколько в той довольно ущербной системе образования, которая работает последние 20 лет. Платное образование стало едва ли не доминирующим, что не влечёт ничего хорошего. Учиться идут попросту те, у кого больше денег, а тех, кто действительно талантлив, загоняют в жёсткие рамки. Колоссальное число людей поступает в вузы с целью иметь заветную «корочку» - это тенденция. А система позволяет беспрепятственно получать дипломы, не получая при этом образования.
Все прекрасно знают, что во многих организациях от простых офисных работников требуют высшего образования, но отнюдь не для того, чтобы человек работал по специальности, а чтобы держать у себя якобы образованных людей. Поэтому у нас студенты поступают «куда-нибудь», весело проводят там время на протяжении пяти лет, а потом работают в совсем другой сфере. Отсюда отсутствие престижа среднего профессионального образования, потому как люди готовы идти в офисы, заниматься чем угодно, только бы не трудиться на предприятии. Правда, в последнее время эта ситуация понемногу выправляется, но лишь потому, что сами предприятия испытывают кадровый голод и начинают всячески мотивировать школьников и студентов.
Нужно частично возвращаться к системе распределения кадров уже из университетов. Определённое количество рабочих мест должно быть гарантировано, причём не только в инженерно-технической, но и, что немаловажно, в гуманитарной сфере, иначе ситуацию не изменить.