Разговоры о необходимости коренных перемен в системе школьного питания в Курске ведутся давно. Но результат скорее отрицательный, чем положительный. Действующие организаторы завтраков, обедов и полдников свои позиции не сдают, несмотря на явно негативные результаты многочисленных проверок Роспотребнадзора и областной прокуратуры, рекомендации и даже предписания о смене операторов питания. Руководство комитета образования города предпочитает не вмешиваться, кивая на самостоятельность школ в подобных решениях.
По-новому —понравилось
Впрочем, ситуация всё же меняется. Не дожидаясь вышестоящих указаний, курские школы стали отказываться от услуг тех ИП, которые их кормили, и претензии к которым копились годами, пока, согласно законам диалектики, их количество не перешло в качество. Последовал разрыв отношений, поиски других схем организации питания и их нахождение к обоюдному удовлетворению детей, родителей и школьного руководства, которое осталось довольно результатами работы по-новому.
В итоге за три недели до начала учебного года в школе было принято решение о расторжении контракта на организацию питания с ИП Жуковой О. В. и заключении нового контракта. Говорят, ситуация изменилась существенно.
Школьники сейчас между собой говорят: «У нас сегодня в столовке акция —всё даром», —это про цены. Очередь и практически чистые тарелки в конце обеда —это про качество.
«Дети ведь почти всё время хотят есть, — делится впечатлениями мама второклассника Марина Михайленко, — а здесь они едят то, что для них подобрано. «Я хочу суп и второе», —так дочь недавно заявила свою принципиальную позицию, а ведь раньше было не заставить».
Всё как положено
При этом никаких революций не было. Курские чиновники от образования много лет привычно говорили, что желающих заниматься школьным питанием за такие цены нет, приходится довольствоваться тем, что есть. Но это в определённой степени лукавство. Три оператора питания, ИП Жукова, ИП Иванова и ИП Кириченко, сконцентрировали у себя максимальное количество школ. По словам и школьной администрации, и родителей, ни ИП Кириченко, ни ИП Жукову ни в одной школе за три с половиной года лично не видели. Причём, говорят, не видели даже их собственные сотрудники — работники столовых. Во всех учебных заведениях «решает вопросы» только ИП Иванова, по какому-то ей одной известному праву представляя интересы остальных двоих. При этом официально они работают каждый сам по себе. Организация питания осуществляется по схеме: поставщик —склад —школа. То есть посредник в виде склада присутствует, что увеличивает накладные расходы и приводит к удорожанию. Если наладить прямые поставки в школу, то и цена упадёт, и склад будет не нужен. Вопрос в организации.
«Когда расторгли отношения, мы срочно искали и нашли замену, — продолжает Зоя Богдановская. —Перед началом учебного года сделали ремонт, завезли новейшее оборудование. Ночами работали, но детей встретили по высшей планке. Первые недели сентября показали, что организация питания хорошая, жалоб нет». Родительский контроль в школе постоянный —любой взрослый может сам опробовать качество обеда. Булочка 12 руб. против прошлогодних 25, сам обед —55 руб. против прежних 100. Школа вместе с оператором питания внедряет систему безналичной оплаты за обеды. Пока это эксперимент, но, по убеждению педагогов, дети не должны брать с собой в школу деньги. Вместо этого —терминал, цена обеда фиксируется в счёте, который по итогам недели в электронном виде отсылается родителям для оплаты по факту.
Система питания в курских школах смоделирована под выполнение задачи —кормить бесплатно детей из малообеспеченных семей. В 44-й гимназии таких 101 человек, и сейчас обедают все без исключения. Раньше и с этим были вопросы.
Общество чистых тарелок
Не любят в школе об этом вспоминать, дело вроде прошлое, но рассказывают, что, уходя, ИП Иванова Е. В. забрала всё, что можно было снять, срезать и вырвать. Ничего личного, только бизнес. Но коллектив справился, питание налажено, дети выстраиваются в очередь, родители довольны.
«Сейчас все мои дети питаются в столовой, хотя раньше сын там не кушал, теперь начал, — говорит мама двоих школьников Оксана Ломейко. — Просит деньги на пирожки, очень ему нравятся. Вчера пришёл и сказал: «Я съел плов, такой вкусный, мне даже вторую порцию дали». Я вам хочу сказать, что в магазинах всё дорожает, а в столовой, наоборот, — дешевеет. Намного, почти в два раза. Нас приглашают пробовать, любой родитель может проконтролировать, я считаю, что это самое главное».
В кадетском классе 30-й школы дети должны покушать три раза. Они это делают за 105 рублей. Еда домашняя. Плов, котлеты, рыба, пицца —говорят, по 200 штук в день расходится...
«Была у нас проблема, многие отказывались: зачем столовая, если невкусно кормят, — делится мама четвероклассника Наталья Войчук. —Сейчас я уверена, что мой ребёнок голодным не будет. Благодарим за понимание, за отзывчивость».
Кстати, многие дети в школе находятся с полдевятого до четырёх. Нужно хотя бы один раз поесть. Это аксиома. И поесть нужно качественно, то есть получить обед из трёх блюд. Это тоже аксиома. А вот как это сделать —задача со многими неизвестными. В 30-й школе руководство, родители и оператор питания задачу решили. Нашли ответы на многие вопросы.
«Довольны дети, довольны родители, значит, и я довольна», —подытоживает Елена Суровцева.
Хлеб и булки
Примечательно то, что в большинство школ, где питание организуют Кириченко и Иванова, а также в школы, которые работают с ИП Ивановой, хлебобулочные изделия поставляются только из кондитерского цеха, помещение которого, согласно декларации о доходах, находится в собственности известного курского депутата Людмилы Шашенковой, но она любит подчёркивать, что не имеет отношения к школьному питанию. По сути, школы в определённой степени обслуживают интересы семейного бизнеса, так как ИП Кириченко — мать Людмилы Шашенковой. Цех этот не обязан держать лабораторию качества на входе — где сырьё, и на выходе — где готовая продукция. Нет затрат на проверку —цена дешевле, качество подтверждено техническими условиями и ничем более. При этом в городе есть серьёзные предприятия, которые гарантируют полный и строжайший контроль качества.
Ни одна из школ, где операторами питания являются ИП Кириченко и Иванова, не имеет договоров на поставку хлеба и выпечки ни с проектом «Свежий хлеб», ни с ОАО «Курскхлеб». Действующая система сейчас ограничивает работу серьёзных предприятий в сфере школьного питания. Если это аукцион с понижением цены —то выиграет тот, кто максимально снизит затраты с непредсказуемым качеством, если это прямые договоры, как сейчас в Курске, то зайти на этот рынок практически невозможно. А это именно рынок, как бы его ни называли, и это бизнес, который может быть ответственным, а может —и совсем наоборот.
То, что некоторые ведущие курские школы приняли решение о смене организаторов питания —это чистой воды движение снизу, когда нет желания ни терпеть, ни потворствовать высокой цене с сомнительным качеством, что подтверждается результатами многочисленных проверок и предупреждений о том, что школа, именно школа, а не ИП или ООО, или ещё кто-то, получивший заветный контракт, в конечном счёте отвечает за здоровье и жизнь детей. Перед всеми инстанциями, включая самые высшие.
Смотрите также:
- Школьные кафе в Воронеже. Путь к здоровому питанию или к гастриту →
- Приятного аппетита? Почему ухудшается питание школьников в Курске →
- Признаки гнили. Школьное питание в Курске признано негодным →