Оснащение сельских школ автобусами — задача федерального масштаба, и финансируется она из федерального бюджета. В разное время разные курские руководители рапортовали о её выполнении по-разному: иногда с помпой вручали школам новые машины, иногда скромно говорили о недофинансировании. В итоге на 1 сентября по Курской области ходят 300 школьных автобусов — это много и хорошо. Не хватает ещё 50. Это тоже много, но плохо. Однако количественная оценка — лишь одна сторона медали. Есть и другие.
За такую зарплату?
Свыше 70 учеников Большеугонской средней школы Льговского района вынуждены прогуливать уроки, так как они не могут добраться до места учёбы. Водитель школьного автобуса перед началом учебного года уволился по причине низкой зарплаты. Заменить его некем. Желающих работать за 13 тысяч рубдей в месяц и нести ответственность за детей нет.
«Мы работаем в пределах штатного расписания, выше которого мы не можем поднять зарплату», — говорит директор школы Светлана Мануйлова.
На сегодня в школе более 100 учеников. 70 из них живут в соседних населённых пунктах, добраться на уроки они могут только на автобусе, так как родители не имеют возможности самостоятельно привозить и забирать детей. Более того, родители уверены, что для доставки детей одного автобуса мало. Водителю приходилось совершать несколько рейсов, наматывая в общей сложности 160 км. Да и детям нужно было вставать в 6 утра, чтобы сесть в школьный автобус, а потом полтора часа ждать уроков. После занятий тоже образуется очередь, некоторые школьники попадают домой лишь после 17.00.
«Мы просили, чтобы в школу на родительское собрание пришёл начальник отдела образования. Он сказал, что очень занят», — пожаловались родители учеников.
Но и начальников можно понять: крыть им абсолютно нечем. Тема зарплат в школах и без того «больная», а водитель автобуса — он даже не педагог, хотя за жизнь и здоровье детей отвечает. Согласно законодательству, учредителем любой школы является муниципалитет, который и обязан решать проблему доставки детей. Автобус вообще должен находиться на балансе администрации района или сельсовета, который может и не уследить за всем, что у него происходит.
С места на место
Что и случилось 2 сентября в селе Афанасьевка Курчатовского района. Напомним, на линейку детей свозили на легковых автомобилях, причём за рулём одного из них был лично начальник местного управления образования. Детей за парты усадили, но на следующий день они остались дома. Вопрос пришлось решать на уровне администрации области.
«2 сентября было действительно серьёзное нарушение, дети не подвозились, — пояснил заместитель председателя областного комитета образования Виталий Рязанцев. — Муниципальные власти не смогли решить этот вопрос самостоятельно».
Пришлось выделять дополнительный автобус, сейчас 19 детей в школу и из школы привозят нормально. В данной ситуации автобус откуда-то забрали и отдали в Курчатовский район. Нехватка 50 машин — это примерно по два на район, а ведь ещё не начинались холода и активная внешкольная жизнь. Кроме того, школьные автобусы не решают вопрос о межрайонных и междугородних перевозках детей. Они не возят на соревнования или ещё куда-нибудь, даже в областной центр. О поездках в Москву вообще лучше не заикаться. Не отрегулирована эта сфера ответственности. При этом только школьные автобусы оборудованы всем необходимым именно для транспортировки детей. На любом другом виде транспорта можно доехать до ближайшего поста ГИБДД, где экскурсия и закончится.
«Если автобус повёз детей на мероприятие в соседний район и там сломался, кто должен его эвакуировать — глава района, где проходит мероприятие, или глава района, откуда дети и автобус?» — вопрошает первый зампредседателя областного комитета образования Александр Уколов.
А от участия в мероприятиях, которые проходят в выходные, лучше вообще отказаться, или пусть родители везут как хотят. Оно и дешевле, и безопаснее. Для чиновников.
Смотрите также:
- Простояла 26 часов. Запись в первую «цифровую» школу Курска вызвала ажиотаж →
- Закрывая сельские школы, рискуем «закрыть» и сами сёла →
- Школы на замок →