883 образовательных учреждения Курской области к началу учебного года готовы — это, пожалуй, главный итог кампании по подготовке к 1 сентября. На все мероприятия потрачено 700 млн рублей. На подходе две новые школы — в Железногорске и Курске. Окончательно закрыта школа № 11 — по причине ветхости.
Средства есть
Национальный проект «Образование», который в Курской области трансформировался в серию местных региональных проектов, поставил перед учителями и их начальниками ранее небывалую задачу — как освоить, то есть с умом потратить небывалые деньги, которые направляются в систему дошкольного, среднего, дополнительного и профессионального образования.
В общем, деньги есть — до 2024 года Курская область получит 9 млрд руб., в 2019 году — 1,3 млрд рублей. Такого раньше не было никогда.
«Мы должны с вами сделать всё, чтобы реализация этих средств прошла максимально эффективно, — высказалась замгубернатора Ирина Хмелевская. — И чтобы мы не только выполнили какие-то определённые показатели, но чтобы эти показатели отражали действительно высокое качество образования».
Однако традиционная инертность и привычка к среднестатистическим данным, по мнению самих учителей, уже тормозят благие реформаторские порывы. Проблемы из разряда вечных. Например — на селе нет кадров. С одной стороны, в этом году 202 молодых специалиста пришли в школы, с другой — в сёлах катастрофически не хватает учителей иностранного языка. Образовательный стандарт предполагает изучение уже двух иностранных языков в любой российской школе, вне зависимости от её местоположения. Обязательный ЕГЭ по английскому будет введён с 2022 года, и низкий уровень подготовки может лишить сельских учеников возможности учиться в вузах. Комитет образования делает ставку на программу «Земский учитель», но она только формируется, и об её эффективности говорить рано.
Кружки и кванториумы
В Курской области запускается принципиально новая модель формирования и финансирования дополнительного образования, то есть всех кружков и секций, к которым сейчас внимание столь же пристальное, как и к основным школьным предметам. Теперь деньги «пойдут за ребёнком», который будет брать сертификат или ваучер на определённое количество часов в кружках и относить его туда, где ему создадут лучшие условия подготовки, а государство будет оплачивать эти сертификаты, что называется, по предъявлении, вне зависимости от того, чей и где этот кружок или секция. Лишь бы он соответствовал стандартам.
«В том-то и дело, — говорит эксперт Мария Вялых, — в Курской области вообще нет частных школ и практически нет частного дошкольного образования, хотя законом это не запрещено. Разрешения в разном виде и проверки проводит комитет образования, и пока он это делает, у нас будут работать только кружки при школах или те, которые открывают, например, бывшие сотрудники комитета образования. Деньги за сертификаты не уйдут из школы».
Ярким примером неповоротливости курской системы образования стали кванториумы. В Курске они не пошли, в Железногорске — тоже, хотя «съели» при этом более 20 млн руб. на ремонт явно неподходящего здания. Деньги потрачены, цель не достигнута. Теперь «Кванториум» отдан в КГУ, и его обещают открыть опять в Курске, в здании на Карла Маркса. Плюс к тому ещё 10 так называемых мобильных кванториумов, которые, видимо, будут кочевать по сёлам области.
ЕГЭ против медалей
То, что в регионе всегда много золотых медалистов, общеизвестно. Их у нас почти столько же, сколько в Москве. Это свидетельствует как о достоинствах, так и о недостатках курского образования. В этом году золотую медаль необходимо было подтвердить высоким баллом ЕГЭ — не ниже 70. Каждый четвёртый не подтвердил. Однако у курских школьников результаты учёбы традиционно высокие. В этом году у нас 42 стобалльника, две трети выпускников поступили на бюджетные места в вузы по всей России.
«Перед нами стоит амбициозная задача — попасть в десятку регионов России с лучшими показателями в среднем образовании, — говорит председатель областного комитета образования Наталья Пархоменко. — Мы и сейчас в чём-то лучшие, но и задачи меняются».
И задачи, и технологии действительно другие. Гаджеты против учебников, интернет против запоминания. От учителей нужны другие знания и подходы, или, как сейчас говорят, «компетенции». Сможет ли это сделать курская школа, особенно та, где возраст учителей глубоко пенсионный, а молодёжи нет, — вопрос дискуссионный. Сможет ли это сделать школа, где самих школьников, как говорится, «днём с огнём», по два-три в классе, а коммуникативные навыки прописаны в стандарте, — тоже вопрос. Или школа с широкополосным интернетом и удобствами во дворе — то же самое, с многоточием в конце. Это когда тема не закрыта и многое ещё впереди.