13 января в России отмечают день работников российской печати. Корреспондент «АиФ-Черноземье» побеседовал с деканом филологического факультета КГУ Юрием Филипповым. Под его руководством в 1998 году на факультете было открыто отделение журналистики. Теперь тем, кто мечтает о работе в СМИ, не приходится уезжать получать образование в другие города. В этом году курскому журфаку исполнится 20 лет.
Целый курс уехал в Москву
Юрий Филиппов: Стараюсь, и кроме того, у нас есть хорошая идея собрать воедино данные обо всех выпускниках филфака, которые работают в СМИ – от районных газет до московских средств массовой информации. Один из курсов отделения журналистики у нас практически весь уехал в Москву. В столице совсем другие зарплаты, чего не скажешь о Курске. У нас работники пера получают примерно одинаково. Но материалы тех, у кого высокий уровень мастерства и кто умело использует маркетинговые приемы, всё равно стоят дороже.
- Можно ли вообще научить хорошо писать? Ведь в СМИ порой успешно работают люди, которые закончили, например, технические вузы.
- Можно. Лично я сторонник классической системы журналистского образования, которое дает не только базовые знания, но и навыки самообразования, что позволяет исключить ситуации, когда журналист пишет материал памяти Евгения Носова и спрашивает, что он ещё, кроме «Незнайки на Луне» написал. Но, конечно, ничто не заменит практику. Обычно студенты, которые действительно настроены на то, чтобы работать в СМИ, уже с первого курса пробуют себя в профессии. А поскольку мы учим людей для того, чтобы они в дальнейшем работали, а не просто хорошо учились в вузе, к свободному посещению мы относимся лояльно.
- Нужно ли нашему городу столько журналистов? Тем более, в Курске представителей «второй древнейшей» выпускает не только КГУ?
- Не буду ничего говорить о других вузах, скажу только, что наши выпускники процентов на 90 и даже больше трудоустраиваются. А каждый год мы выпускаем тридцать человек.
- Когда отделение только открылось, конкурс на него был значительно выше, чем на филфаке. Профессия журналиста считалась престижной. Сейчас у учителей русского и литературы в среднем и зарплата выше, чем в СМИ, и слово «учитель» снова звучит гордо.
- Да, руководство государства приняло меры для того, чтобы вернуть статус и социальные гарантии педагогам. Поскольку на нашем факультете готовят и педагогов, и журналистов, мы видим, какая из этих профессий и когда выходит на первый план. Если в нулевых было гораздо больше желающих стать журналистами, чем педагогами, то сейчас филологическое отделение более востребовано, конкурс на нем выше, чем на отделении журналистики. Интерес к отделению журналистики у абитуриентов несколько снизился, но в этом есть плюс. В профессию идут не потому, что следуют моде, а потому что чувствуют в себе призвание. К тому же, журналистика была во все времена окутана неким романтическим флёром. Поэтому у первокурсников глаза горят, также как и у их предшественников. Но, согласен, сегодня одна из задач, в частности, Союза журналистов, повышать престиж этой профессии.
Формат – друг или враг?
- Есть мнение, что газеты, телевидение постепенно переходят в разряд архаизмов, а будущее за интернет-журналистикой.
- Интернет- журналистика - это те же тексты, видео, но размещенные в Сети. Другое дело, что время диктует свои правила. Сегодня нужно быть универсалом – уметь не только писать хорошие тексты, но и знать основы теле- и радиожурналистики, уметь передать информацию с помощью целого ряда медиа-средств. То есть будущее за конвергенцией. И у нас на факультете тоже есть лаборатория конвергентной журналистики – наш ответ на запрос общества.
- Преподаватели МГУ бьют тревогу – грамотность абитуриентов, будущих журналистов, резко упала за последние годы. А вы сталкиваетесь с такой проблемой?
- К счастью, наши абитуриенты отделения журналистики традиционно показывают хорошее знание русского языка, даже лучше, чем на филологическом отделении в силу того, что, как я уже говорил, люди выбирают профессию осознанно, понимают, что будут работать с тонкой материей – словом.
- О роли информации в современном мире говорится очень много вплоть до того, что третья мировая война – информационная.
- Да, кто владеет информацией, тот владеет миром. Её роль в современном мире трудно переоценить. Конечно, сегодня на человека выливается такой поток информации, что в нём трудно отделить зёрна от плевел. Какую информацию потреблять, каждый выбирает сам. Человеком, который смотрит исключительно клипы и ничего не читает, легче управлять. И я считаю, читать надо разноплановые издания. Сам я покупаю все газеты за неделю, и так делают многие наши преподаватели.
- Журналистику всё больше и больше загоняют в рамки форматов. На страницах газет все меньше художественных очерков, старой доброй публицистики, не говоря уже о фельетонах. Так враг или друг таланту формат?
- С одной стороны, да, враг. Информацию, как показывают новейшие достижения техники, могут собирать и агрегаторы. Но с другой стороны формат дисциплинирует, к тому же, даже районные газеты, где объем очень и очень ограничен, находят время от времени возможность, особенно в Хомутовском, Льговском районах, публиковать материалы, побуждающие к размышлениям. Так что публицистика все-таки никуда не уходит.
- Есть прогнозы, что печатное слово станет уделом узкого круга образованных людей, а масса будет воспринимать лишь видео и картинки…
- Очень пессимистичный прогноз, но не стоит сгущать краски. Гуманитарное образование было востребовано во все времена, и процент умных людей, как мне видится, будет только увеличиваться.
- Что такое, на ваш взгляд, независимая журналистика?
- Объективная. Конечно, большую роль играет экономическая составляющая. Средства массовой информации не смогут продержаться на плаву без рекламы. А что касается остальных материалов, газеты читают неглупые люди. Журналист, считаю, должен привести факты и аргументы, причем, обеих сторон, а читатель сам в состоянии сделать выводы.
Смотрите также:
- Замминистра Алексей Волин в Воронеже: «Журфаки можно закрыть» →
- Не совсем обычный преподаватель Мистер Рэй →
- Куда приводят мечты →