Основатель и арт-директор международного фестиваля «Джазовая провинция» Леонид Винцкевич побеседовал с корреспондентом «АиФ-Курск» о грядущих сюрпризах на грядущем юбилейном фестивале, музыке и политике.
Музыке нужно пространство
Леонид Владиславович, как прошли Ваши последние гастроли?
Леонид Винцкевич: Гастрольный график, конечно, плотный. Мы были в Англии, выступали на ряде фестивалей, закончили писать пластинку, которая выйдет в декабре–январе на Туманном Альбионе. На новой пластинке музыка моя и сына Николая совместно с творчеством английского музыканта–контрабасиста Стива Кершоу. Мы давно хотели записать такое трио. В Англии мы получили студию с хорошим роялем, и было «с руки» работать над записью именно там. Это не значит, что все диски мы записываем за границей, что–то делаем в Москве, в Америке, в зависимости от обстоятельств.
– В Англии Вы общались с друзьями, музыкантами, простыми людьми. Как они реагируют на Россию, на санкции?
– Это их мало интересует. Потому что Россия для англичан – это где–то далеко. Санкции волнуют бизнесменов, а не музыкантов. В прошлом году мы были в Америке, Германии, Англии, Доминиканской республике, Эстонии, и нигде нет конфронтации в музыкальном мире. В ноябре сын получил престижную европейскую премию имени Майлса Дэвиса «Miles Award». Для нас это было неожиданно, что, несмотря на санкции, самым лучшим признали российского музыканта. Для музыки нужно пространство. Мы же не закрытая страна, и, надеюсь, уже никогда такой не станем.
– Какие сюрпризы приготовила юбилейная «Джазовая провинция»?
– Надеюсь, фестиваль пройдёт успешно, и все приглашённые гости к нам приедут. Откроет «Джазовую провинцию» группа «Headhunters» с Дональдом Харрисоном, Майком Кларком, Биллом Саннерсом, Стивеном Гордоном и Регги Вашингтоном. Это выдающиеся музыканты, и я рад, что мы смогли их пригласить на фестиваль. Они выступят в ряде городов России. Пока мы решаем, какая будут программа юбилейного джазового праздника, но совершенно точно, что я буду играть 9 октября в первом отделении. На фестивале сыграет Оркестр джазовой музыки имени Олега Лундстрема и и выдающиеся музыканты России, Эстонии, Норвегии, Бразилии, Дании, Голландии, Англии, Германии, Америки.
Джаз без политики
– Есть ли сложности в организации фестиваля, нет ли политических предрассудков у музыкантов?
– Политических – нет, скорее, экономические проблемы. Музыкантам санкции и ограничения не нужны, их придумали первые эшелоны политической элиты. Нам не нужно пространство, где есть танки, пусть будет больше роялей, скрипок, контрабасов, а не оружия. Ни одно посольство, ни один заграничный музыкант не отказал нам в помощи по политическим соображениям. Однако все финансовые дотации на культуру сократились по сравнению с прошлым годом. Санкции сыграли роль не только в России, в сфере культуры ухудшилось финансирование В Норвегии, Голладдии,Германии и других странах. Но даже в сложной экономической ситуации позиция местных властей в лице Александра Михайлова и Валерия Рудского и главы координационного совета фестиваля Александра Закурдаева достойна слов благодарности. Они, как и многие другие, независимо от кризиса помогают нашему некоммерческому проекту и желают, чтобы юбилейный фестиваль прошёл на должном уровне. Вы заметили, что билеты на 2 самых дорогих ряда в зале «Джазовой провинции» стоят всего около 1000 рублей? Мы хотим сохранить эту ценовую политику. На концерт того же Стаса Михайлова или другого популярного певца билеты – по 3–7 тысяч. И они раскупаются! Страна имеет свои вкусы, и джаз не может конкурировать с поп–музыкантами. В Курске бывают те джазмены, которые выступают на лучших сценах мира, чей гастрольный график расписан на 5–6 лет вперёд. Но даже они не могут коммерчески соперничать с той музыкой, которая звучит у нас из всех динамиков. Конечно, это проблема целой страны.
Я не склонен считать, что нужно слушать только джазовую музыку, но джаз – это один из академических жанров, наравне с классикой. Ему должно быть место, как и всему другому. Джаз – это не развлекательная эстрадная музыка. Равную ценность и важность всех видов музыки нужно узаконивать на государственном уровне, иначе те, кто продвигают некоммерческую музыку, останутся «чудаками» для России.
– Неужели, с классической академической музыкой в России так всё плохо?
– К чести страны могу сказать, что я поражён в этом году организацией и проведением конкурса Чайковского, с чем поздравляю всех нас. Я ждал этого момента более 25 лет. Его транслировали по каналу «Культура», активно рекламировали. Я рад, что Пётр Ильич Чайковский и конкурс его имени как «лейбл» России возвращается к своему первоначальному статусу. В моём детстве при трансляции выступлений вся страна сидела у телевизоров, улицы были пустые, как во время хоккейных матчей Высшей лиги. Может быть, только ансамбль «Beatles» имел такую популярность, как в России I конкурс Чайковского, на котором Ван Клиберн занял первое место. Удивительные, незабываемые времена, подобных которым не было. Усилием Валерия Гергиева и Минкультуры уровень и статус конкурса Чайковского возвращается. Гран–при конкурса – сто тысяч долларов. Мало проектов, победа на которых обеспечена такими финансовыми вливаниями. Понятно, что нужны десятилетия, чтобы музыкальная культура стала частью нашей страны, но действия в этом направлении уже идут.
Столица «Джазовой провинции»
– Сейчас фестиваль вышел на федеральный уровень?
– Да, мы – федеральный проект, но живём без помощи федеральных властей. Финансирование Российского фонда культуры у нас было только первые 4 года существования фестиваля. Вторая проблема – разрозненность регионов. В соседних областях иногда руководствуются принципом «вы не наши». Для меня это странно, ведь мы же российские музыканты. «Джазовая провинция» посещает десяток городов, и это обусловлено экономически, ведь ехать всемирно известному музыканту в другую страну всего на один концерт невыгодно. Поэтому проекты, подобные «Джазовой провинции», ждут закона о культуре, который бы помогал музыке на законодательном уровне. На Западе бизнесменам за содействие творчеству снимаются или существенно уменьшаются налоги. В России организация джазовых фестивалей – удел энтузиастов. На «Джазовую провинцию» уходит много времени и сил. Возможно, в это время в другом месте я мог бы быть более полезным. Программы фестивалей могли бы быть намного интереснее, если бы легче было с финансированием.
– Есть ли кому продолжать Ваше дело?
– Джазовые музыканты и джаз в Курске есть. В колледже имени Свиридова изучают джазовую музыку. Я пока не знаю, что делать с организацией дальнейших фестивалей, так как иногда беру на себя недопустимые риски. Ведь когда ты не один, у тебя есть ответственность перед теми, кто рядом, а не только перед музыкантами фестиваля. Я должен об этом помнить и иногда поумерить свой пыл. В том году во время фестиваля резко подскочили доллар и евро, и мы с трудом избежали критической ситуации. Я не хочу подвергать излишней опасности тех, кто мне дорог.
Смотрите также:
- Экскурс в историю джаза. О чем играл оркестр Олега Лундстрема в Воронеже →
- Джазовый саксофонист из США в Воронеже: «Музыка объединяет наши страны» →
- Звёзды Нью-Йорка приедут в Белгород →