Международный фестиваль «Джазовая провинция» проходит в России в 18–й раз. В Белгороде – в третий. Идея такова: тот город, в котором проходит фестиваль, на день становится столицей джаза. Известный джазовый музыкант, а также арт–директор фестиваля Леонид Винцкевич рассказал «АиФ-Белгород» о том, кто приедет в Белгород.
Ожидание концерта
Екатерина Кравчук, АиФ-Белгород: – Расскажите, что ждёт белгородского зрителя в этом году?
Леонид Винцкевич – В Белгород приедет легендарный саксофонист Билл Эванс со своей командой Soulgrass. Эта музыка для всех. Проект Soulgrass не оставит никого равнодушным, потому что это смесь инструментов. Корни этой музыки – шотландские и ирландские. К сожалению, в Белгороде не будет мастер-классов, но они пройдут в других очень близко к вам расположенных городах – Орле и Липецке. Я советую всем увлечённым джазом поехать туда!
– Как у вас возникла идея привозить звёзд из Нью–Йорка?
– Я увидел нечто невероятное, когда побывал на концерте международного фестиваля Лайонела Хэмптона в маленьком городке американского штата Айдахо с населением 25 тысяч человек. В зале присутствовало 10 тысяч человек! Это была для меня шоковая терапия. Я понимал, что в Америке джаз является национальным достоянием. А я жил на тот момент в Курске, так почему бы мне не попробовать?
– А как вы оказались в Курске?
– Я там вырос. Я помню приезд в город Германа Лукьянова или Игоря Бриля. Эти события были поворотными в моей жизни. В провинции всегда кажется, что всё самое лучшее где–то там, далеко, только там все настоящие. Я всегда ощущал этот комплекс неполноценности, от которого не мог избавиться около 10 лет.
Жить музыкой
– Чего не хватает молодым провинциальным талантам?
– Молодые талантливые артисты уезжают из России, получают за границей суперобразование, которое уже тоже есть и в России. Но арендовать сцену очень дорого. И это печально. Это как понастроить соборы, где невозможно прийти к алтарю. Но нужно всегда верить, что когда–то настанет и твой день. Несите свою идею! Эл Джеро до 40 лет был врачом, а в 40 лет ушёл на профессиональную сцену, и за один год получил сразу несколько «Грэмми».
Я тоже никогда не думал, что смогу выступать в Нью-Йорке. В 18 лет я женился, у меня родились дети. Я серьёзно смотрел на себя и понимал, что мне нужно думать о том, на что жить. Увязать это с джазовой музыкой было нереально. Но иногда всё случается, как у меня, самым необычным образом.
– Трудно руководить процессом и одновременно заниматься музыкой?
– Я никогда не чувствовал в себе таланта руководителя, организатора. Я просто начал делать вещи, которых не ожидал от себя. Совмещать руководство и творчество – сложно. Есть вещи, которые выбивают тебя из колеи. Тебе надо идти на сцену, а у тебя в аэропорту торчат люди, которые не могут вылететь, сдают билеты, спрашивают, что теперь делать…
Кризис культуры
– Что артистам из Нью-Йорка даёт общение с русской культурой?
– Музыканты всегда открыты ко всему новому. Есть вещи, которые им непонятны в России. Сначала они говорят: «Мы это вообще играть не будем». Но чтобы осознать другую культуру, надо приехать, потратить время и войти в эту музыку.
– Состояние культуры в России вообще как оцениваете?
– Когда-то страна вся пела. Сейчас в школе найти хоровых артистов почти невозможно. Страну надо выводить из кризиса культуры. Выстроенной политики пока нет. Но я очень надеюсь на тех людей, которые пытаются что–то менять. Я не склонен поддаваться пессимизму. Но уверен, что искусство не может жить без поддержки государства.
– Что в планах?
– Сегодня фестиваль имеет планку звёздного. Надеюсь, что дотяну до 20–го фестиваля. Каждый фестиваль – лучшее время в моей жизни. Меня поражают своим мышлением талантливые люди, которых я встречаю. Поэтому я счастливый человек.